— В конце года мы всегда подводим итоги. Итак, что же такого значимого было сделано для малого российского предпринимателя в 2009 году?
— Первое, что следует выделить особо, — это пакет антикризисных мер. Наше правительство развязало руки властям на местах, предоставив им в распоряжение серьезные инструменты для поддержания и развития собственного малого и среднего предпринимательства. Так, в самом начале года Госдума приняла закон, снижающий с 15 до 5% процентную ставку для предпринимателей, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Каждый регион самостоятельно решал, как реализовывать данный закон. А кто-то вообще не воспользовался этой нормой. 27 регионов не выразили желания помочь собственному малому бизнесу. Такое отношение — своего рода лакмусовая бумажка. Какого бы уровня бюджетной наполняемости ни был регион, настоящий хозяйственник понимает, что стимулирование малого предпринимательства, пусть даже за счет снижения налоговых поступлений в местный бюджет, — это поступок на перспективу.
— Какие еще расходы были реально снижены для наших предпринимателей?
— Более 30 млрд. рублей нам удалось сэкономить для малого бизнеса на покупке новых контрольно-кассовых машин и почти столько же — на их обслуживании. Но и здесь не обошлось без недоразумений. Некоторые предприниматели решили оставить ККМ для внутреннего оперативного учета, контроля за сотрудниками и защиты интересов потребителей. То есть в абсолютно благих целях. Но наши налоговики настроены жестко. Во всех развитых странах основная задача налоговых органов — помощь в организации знаний налоговых законов и грамотного их исполнения. У нас наоборот. Поэтому наши налоговые инспекторы приходят на предприятия, на которых решили оставить ККМ, штрафуют их за то, что они обязаны либо вообще не использовать контрольно-кассовую технику, либо поставить ее снова на учет и нести все расходы, связанные с содержанием и отчетностью. С таким же успехом можно было бы заставить предпринимателей регистрировать и прочую вычислительную технику, которая используется для контроля оперативного и управленческого учета. Устранение этой коллизии будет одной из наших задач в следующем году.
Одним из самых прогрессивных со стороны федеральных и региональных органов законом является закон об имущественной поддержке малого и среднего бизнеса. Можно много и долго спорить о том, что было первично: кредитование, финансирование, налоговое стимулирование малого бизнеса или его имущественная поддержка. На мой взгляд, никакие программы регионального или федерального уровня не дадут того эффекта естественного кредитования, который способны обеспечить коммерческие банки. А они, в свою очередь, по наиболее низким процентным ставкам кредитуют те предприятия, у которых есть собственность, причем в виде недвижимости. И серьезный прорыв в данном направлении — ФЗ-159, принятый в августе 2008 года. Над его усовершенствованием, облегчением условий выкупа помещений, арендуемых малым и средним бизнесом, мы будем активно работать и в следующем году.
— Какие еще хорошие новости ожидают малый бизнес в следующем году?
— Я хочу упомянуть один уже внесенный законопроект. Речь идет о специальных налоговых режимах — системе упрощенного налогообложения. Предлагается сохранить данную льготу за предприятием малого бизнеса даже в том случае, если компания открывает свои филиалы и представительства в других городах страны.
— А что будет со снижением административной нагрузки?
— Работа над процессом минимизации проверок будет продолжена и в следующем году. Но при этом надо все сделать таким образом, чтобы не ущемлять права граждан, третьих лиц — потребителей. Сегодня все больше говорят о саморегулировании. Приведу мой самый любимый пример. Кого больше всего боится пивовар в Германии? Надзорных органов, налоговых инспекторов или каких-то других фискальных органов? Нет! Предприниматели, которые варят пиво, боятся Ассоциации пивоваров Германии, а точнее, проверяющих этой ассоциации. Члены ассоциации коллегиально разработали именно такие стандарты продукции, производства, которые обеспечивают достойное качество знаменитого немецкого пива. И не государство следит за тем, как варится хмельной напиток, а сами пивовары.
— Поддержка предпринимателя — это снижение налоговой нагрузки. А налоги — важная часть бюджетного дохода. Как вы собираетесь совмещать эти взаимоисключающие вещи в следующем году?
— Согласно Стратегии-2020, доля малого и среднего бизнеса должна составлять не менее 60% ВНП. Традиционно русским способом “кнута”, без создания комфортных условий для предпринимательства, мы данной задачи никогда не решим. Между тем снижение налогов возможно и при одновременном увеличении профицита бюджета. Приведу простой пример. В Швеции, Дании, Бельгии, Финляндии и Австрии налоговая нагрузка на малый бизнес существенно ниже, чем во Франции. Но в первых странах налогов собирается значительно больше. В то время как Франция характеризуется более низкими налоговыми сборами и расширенным теневым сектором. Как результат — французское правительство ориентировано не на налоговые, а на прочие доходы, и ему приходится ломать голову над тем, на что кормить свою “социалку”. У Великобритании такой головной боли нет. Ее малый бизнес платит минимальные по сравнению с остальными компаниями налоги, а государство “добирает” уже с корпораций, крупных компаний и физических лиц — облагает их подоходным налогом, налогом на имущество и т.д. А ведь есть еще и полностью офшорные зоны — тот же Кипр, например.