Дойдет ли до российских олигархов?

Билл Гейтс и Уоррен Баффет призывают миллиардеров поделиться своими состояниями

Два богатейших человека на планете объявили о проведении кампании под названием The Giving Pledge. Основная ее цель — убедить обладателей многомиллиардных состояний в необходимости отдавать большие суммы на благотворительные цели как при жизни, так и после смерти.
Билл Гейтс и Уоррен Баффет призывают миллиардеров поделиться своими состояниями
Рисунок Алексея Меринова.

В мае прошлого года в СМИ просочился слух о том, что Уоррен Баффет и Билл Гейтс организовали тайное собрание миллиардеров в Нью-Йорке. Именно тогда 79-летний владелец Berkshire Hathaway и 54-летний основатель корпорации Microsoft выступили с призывом пожертвовать половиной состояния, отдав ее на благотворительность. Однако публично объявили о своем замысле они лишь накануне.


Призыв Гейтса и Баффета, которые занимают второе и третье места в списке Forbes, является частью кампании The Giving Pledge. Для этой цели на просторах Всемирной паутины уже появился одноименный сайт. Однако инициаторы беспрецедентной акции спешат заверить заинтересовавшихся богачей, что их не станут обязывать заключать какие-то договоры или переводить деньги на счета созданных для этой цели фирм. Главная цель Баффета и Гейтса — убедить толстосумов пообещать в первую очередь самим себе, что впредь их отчисления на благотворительность будут составлять около 50% их дохода. Обратить в свою новую веру Гейтс и Баффет намерены в первую очередь миллиардеров.


В 2009 году общее состояние всех вошедших в список богатейших людей США (так называемый “Форбс-400”) — $1,2 триллиона. То есть, если все они начнут отдавать до половины денег, на благотворительность пойдет $600 миллиардов.


В настоящий момент американцы и без того отдают на добрые дела больше, чем граждане любой другой страны. Подсчитать, однако, кто именно и сколько — довольно сложно. Если смотреть по удержанному налогу, в среднем миллиардеры на благотворительные цели расстаются с 11% своего состояния. Разумеется, ни Гейтс, ни Баффет не уверены, что хотя бы треть богачей согласится списать со своих счетов большую долю, каким бы благим ни казалось спонсируемое дело. Именно поэтому было необходимо найти индивидуальный подход к каждому. Так, например, в ходе “тайной” встречи в Нью-Йорке 5 мая Баффет, говоря о филантропии, попросил высказаться всех прибывших. Им предложили рассказать, чем для них является благотворительность и каким образом они предпочитают помогать миру. Выслушивая эти истории о спланированных или спонтанных перечислениях денег, Баффет ощущал себя психиатром, поделился он позднее с журналистом “Форбс”.


С идеей передачи весомых сумм на благотворительность пожилой Уоррен Баффет (разбогатевший, к слову, на удачных инвестициях и славящийся своим чутьем в финансовых вопросах) носится уже много лет. Так, например, о намерении взять на себя роль филантропа он заявлял еще в 1986 году, а спустя 20 лет объявил о планах передачи активов своей компании Berkshire Hathaway пяти фондам, крупнейшим из которых является фонд Билла и Мелинды Гейтс. С тех пор на счет этой организации им были перечислены $6,4 млрд.


Но как соблазнить других последовать его примеру? В качестве поощрения Баффет предложил как вариант учредить президентскую медаль филантропа.


Пока что на призыв Баффета и Гейтса откликнулось около 5 богатых семей. По оценкам авторов идеи, на то, чтобы уговорить примкнуть к кампании других, уйдет не меньше 3—5 лет.
 

МЕЖДУ ТЕМ

Совокупное состояние членов российского списка Forbes в 2010 году увеличилось вдвое и составило $297 млрд. Таким образом, если 100 богатейших бизнесменов России вдохновятся примером американских коллег, на добрые дела им придется выложить $148,5 млрд. Однако директор Центра исследования постиндустриального общества Владислав Иноземцев напоминает, что состояния отечественных олигархов — некоторым образом фикция. “Во многом они представлены активами: долями в компаниях и ценными бумагами”. Возникает вопрос: кому тогда их продавать, чтобы вырученные деньги пустить на благо общества? Может, поэтому Владимир Потанин, который заявил недавно, что его капитал в будущем, где-то через 10 лет, будет передан на благотворительные цели в специальный фонд, и не торопится с досрочной реализацией своих намерений?

 

“О том, в какой форме и в какую организацию будет происходить передача капитала, мне еще предстоит решить”, — уточнил на всякий случай бизнесмен. Кроме него, в обещаниях превратить личное в общественное никто из крупных коммерсантов в России больше замечен не был. Иноземцев полагает, что дело тут в менталитете: “Гейтс и Баффет создали свои состояния в творческом порыве, им удалось стать лучшими в мире. А чего достигли в этом смысле Абрамович и Усманов? Ничего. У них просто много денег — и только”. Однако не стоит упрекать российских номинантов “золотого списка” “Форбса” в жадности. На добрые дела они все-таки раскошеливаются. Свои фонды имеют, например, Михаил Прохоров (2-е место, “Фонд культурных инициатив”), Олег Дерипаска (5-е место, фонд “Вольное дело”), Владимир Потанин (7-е место), Николай Цветков (26-е место, фонд “Виктория”).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру