Расшифровка для библиотекарей

Правительство слегка прояснило смысл реформы

Когда принимался закон о реформировании бюджетных учреждений, говорили: “На многие вопросы ответов пока нет, подождите, когда появятся подзаконные акты”. И вот проекты нескольких постановлений правительства размещены на официальном сайте Минфина…
Правительство слегка прояснило смысл реформы

По плану мероприятий по реализации закона (для федеральных БУ он вступает в силу с 1 января), в июне Минфин вместе с Минэкономразвития должен подготовить четыре постановления правительства. Сроки выдержаны. Но непонятно, насколько тексты согласованы со всеми заинтересованными сторонами…

Из порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных учреждений следует: создать будет гораздо сложнее, чем ликвидировать. В первом случае необходимо решение правительства, а вопрос придется согласовывать с МФ и МЭРом. Во втором — достаточно решения профильного министерства, и “добро” Минфина не требуется: баба с возу — кобыле легче.

“Банкротств бюджетных учреждений не будет!” — уверяли власти врачей, учителей и библиотекарей, обеспокоенных тем, что государство отказалось нести субсидиарную ответственность по долгам БУ. Банкротств, может, и не будет, а вот ликвидация запутавшихся в финансово-хозяйственной деятельности возможна. В этом случае кредиторам обещана расплата имуществом (по решению соответствующего органа власти). Но что будет, если имущества не хватит для покрытия задолженности? Проект постановления этот вопрос не проясняет…

Закон делит имущество БУ на “особое ценное”, которым нельзя распоряжаться без санкции властей, и все остальное. Перечни особо ценного и просто ценного добра должны подготовить учредители БУ — федеральные ведомства, региональные или муниципальные власти. Минфин предлагает лишь несколько ограничений. На федеральном уровне “особо ценными” следует считать лишь транспортные средства стоимостью от 200 тыс. до 500 тыс. руб. Местные власти дается особо ценным могут признавать транспортное средство, стоящее от 50 тыс. до 500 тыс. Особо ценным имуществом станут музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности, библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, и документы архивного фонда.

Разработаны и рекомендации по формированию госзаданий для БУ — под них и пойдет бюджетное финансирование. Одна из первых рекомендаций — определяться с формированием госзадания “на как можно более ранних стадиях процесса составления проекта бюджета”. Кстати, проект федерального бюджета на 2011 год уже в работе, а в деле составления госзаданий для федеральных БУ конь не валялся.

Что касается качества услуг — оценивать его предлагается в общем-то по-старому — исходя из действующих санитарно-эпидемиологических норм, ГОСТов. Есть ссылка и на официальные госстандарты. Но единых стандартов в области образования и здравоохранения до сих пор нет…

Критериев оценки качества должно быть немного, советует Минфин — от 2 до 8. Для библиотек таким критерием может стать доля удовлетворенных запросов читателей или активность использования библиотечного фонда, для музеев — “степень сохранности предметов” и процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и коллекций… Как соответствие критериям качества будет сказываться на величине бюджетной субсидии — непонятно. Методические рекомендации прямо нацеливают ведомства на то, что качество — конечно, хорошо, но исходить нужно прежде всего из финансовых возможностей бюджетов, а не потребностей общества. Показатель качества должен быть достижим “без привлечения учреждением дополнительного объема субсидий”.

Кстати, от сокращения размера субсидий на выполнение госзадания в течение года БУ не застрахованы: если госзадание вдруг пересмотрят в сторону уменьшения — денег дадут меньше, чем обещали… Минздравсоцразвития

Любопытно, что в июне от федеральных ведомств требовалось разработать порядок определения платы за оказание услуг населению. Сегодня июнь заканчивается, но на сайтах Минобра, Минкульта и проекты подобных нормативных актов еще не появились.