Министр-администратор

Российский МВА признан мировым бизнес-сообществом

Зачем нужна степень МВА (мастер бизнес-администрирования), что она дает и в чем сильные и слабые стороны российского бизнес-образования. Об этом и многом другом за “круглым столом” в “MK” рассуждали представители ведущих бизнес-школ и экспертного сообщества России и Великобритании.
Российский МВА признан мировым бизнес-сообществом
Дмитрий Семернин, Ольга Андреева, Ирина Гончарова, Леонид Евенко, Наталья Евтихиева, Вероника Коцоева, Денис Лобанов, Александр Никитенко, Дмитрий Нерсесян, Пол Джойс (слева направо - сверху вниз)

В “Круглом столе” приняли участие:

Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова

Гончарова Ирина Викторовна — к.э.н., доцент, начальник управления программ MBA.

Современная гуманитарная академия

Нерсесян Дмитрий Сергеевич — директор отделения международного сотрудничества.

Финансовый университет (Международная школа бизнеса)

Наталья Андреевна Евтихиева — декан Международной школы бизнеса Финуниверситета.

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ

Коцоева Вероника Александровна — к.э.н., зам. декана, руководитель программы МВА.

Всероссийская академия внешней торговли

Андреева Ольга Дмитриевна — к.э.н, профессор, декан факультета профессиональных программ, директор Школы бизнеса ВАВТ.

Никитенко Александр Алексеевич — директор центра дистанционного обучения ВАВТ.

МГСУ-МИСИ

Семернин Дмитрий Андреевич — начальник центра развития программ системы дополнительного профессионального образования.

Профессор Пол Джойс, директор Liverpool Business School.

Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО)

Евенко Леонид Иванович — президент, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

ЗАО “АКАДО-Столица”

Лобанов Денис Валерьевич — управляющий директор.

“МК”: Что такое MBA сегодня? Ирина Викторовна, пожалуйста.

Начальник управления программ МВА РЭУ им. Плеханова Ирина ГОНЧАРОВА:

— С государственным признанием программ МВА отечественные бизнес-школы, включая наш университет, в целом вышли на уровень международных стандартов и требований, предъявляемых к этим программам. Сегодня бизнес-образование серьезно меняется. Краткосрочные программы повышения квалификации уступают место более серьезной форме профессионального бизнес-образования, и прежде всего программам МВА. Меняется состав слушателей программ МВА: в нашем университете возросло количество менеджеров среднего звена, владельцев компаний малого и среднего бизнеса, что свидетельствует о потребности в профессиональном развитии. Изменилась мотивация к получению бизнес-образования: на первый план выходит профессиональное развитие, а не материальный интерес. Наконец, хотя программа МВА в классическом варианте — дженералистская, отмечается рост специализированных программ МВА. Например, по маркетингу, финансам, различным сферам бизнеса.

В нашем университете, например, появились две абсолютно новые программы со специализациями: “МВА — Управление рынком: стратегии и технологии” и “МВА — Инвестиционный девелопмент”. Первая, базируясь на российской практике, формирует комплексные стратегические и операционные навыки лидирующего управления компанией, ее маркетинговыми проектами. По второй обучаются директора строительных компаний, риэлторы, девелоперы. Очень интересен новый продукт — МВА “Корпоративный информационный менеджмент”. Программа базируется на уникальной образовательной технологической площадке Сетевой учебной корпорации университета, пока не имеющей аналогов в нашей стране, странах СНГ и Восточной Европы. На ее базе мы готовим по нашим программам МВА, в том числе и по программе “Корпоративный информационный менеджмент”.

Президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве России Леонид ЕВЕНКО:

— МВА в мире — прежде всего бренд, и российский сегодня принят международным сообществом. На прошлой неделе мы праздновали 20-летие Российской ассоциации бизнес-образования, и там прозвучало: по оценке АМВА (Британской ассоциации бизнес-образования), Россия находится на 2-м месте в мире по числу аккредитованных ими программ МВА. На 1-м месте Великобритания, а на втором не США и не Франция, а мы — 11 программ! В последнее время был бум популярности магистратуры, но сегодня интерес к МВА возрождается.

Декан Международной школы бизнеса Финансового университета Наталья ЕВТИХИЕВА:

— Я хотела бы добавить к тому, что сказал Леонид Иванович. К нам поступают на программы переподготовки — и в процессе обучения порядка 80% пишут заявления о переводе на МВА. Люди хотят закончить учебу не просто с дипломом о переподготовке, а с полноценным дипломом МВА. Это четкая тенденция.

“МК”: Каковы главные проблемы нашего МВА-образования? Наплыв вчерашних студентов без опыта работы?

Наталья ЕВТИХИЕВА:

— Мировой стандарт, на который мы равнялись при разработке государственных требований к программе МВА, предусматривает стаж работы не менее 2 лет. Так что речь о вчерашних студентах не идет. Сегодня возможность получить МВА, потом пойти на Executive, а затем на DBA (доктор бизнес-администрирования) позволяет выстроить цепочку обучения на протяжении всей жизни и получить нужный уровень дополнительного образования в зависимости от поставленных задач

Декан факультета профессиональных программ, директор Школы бизнеса Всероссийской академии внешней торговли Ольга АНДРЕЕВА:

— МВА сегодня — это самый качественный учебный процесс, лучшие преподаватели и, наверное, самый престижный образовательный стандарт в России. Правда, существуют и проблемы. Прежде всего общая экономическая ситуация в России усложняется, что должно предопределять рост потребности в высококвалифицированных менеджерах. Но многие руководители не готовы инвестировать в образование перспективных сотрудников, т.к. это приводит к конкуренции внутри компании за рабочие места. В итоге сегодня лишь небольшое количество топ-менеджеров оценивают квалификацию МВА как серьезный ресурс для карьеры своих подчиненных. Другая острая проблема — стремительное старение преподавательского состава вузов. И мы на своих программах МВА прилагаем основные организационные усилия к подбору молодых преподавателей-практиков, способных увлекать аудиторию, нести в нее самые современные проблемы и варианты их решения: сегодня у нас сложился как раз такой коллектив.

Руководитель программы МВА Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве России Вероника КОЦОЕВА:

— В бизнес-образовании как нигде важны люди: и слушатели, и преподаватели. Слушатели говорят: мы хотим учиться у людей с практическим опытом ведения бизнеса. Но найти практиков-преподавателей большая проблема, ведь практик и преподаватель — совершенно разные роли! Есть блестящие практики, которые при личном общении дадут много полезных советов по ведению бизнеса. Но прочитать пусть небольшой, но структурированный и методически проработанный курс, удержать аудиторию могут не все. И наоборот. Есть блистательные преподаватели, которые до фееричности ярко ведут занятия. Но у них нет реального опыта ведения бизнеса. В этом и сложность: найти не просто практика, а еще и преподавателя от Бога, испытывающего потребность выступать перед заинтересованной аудиторией слушателей.

Я не случайно сказала: “заинтересованной аудиторией слушателей”. Эффективность обучения на программах МВА процентов на 60 зависит от активности, опыта и мотивированности к обучению и саморазвитию самих слушателей. Представьте, что в аудитории сидят опытные управленцы и вчерашние школьники. Им будет неинтересно обсуждать бизнес-проблемы, решать кейсы. Проиграют и те, и другие! У нас в стране в соответствии с государственными требованиями к программам МВА стаж работы слушателей должен быть не менее 2 лет. Но это формальное требование. И опыт бывает разный! Кто-то каждый день принимает серьезные управленческие решения, а кто-то замечательный исполнитель, прекрасно разбирающийся в делопроизводстве и документообороте, но не имеющий представления о ведении бизнеса как такового. Так что важен не только подбор преподавателей, но и тщательный отбор слушателей.

Директор отделения международного сотрудничества Современной гуманитарной академии Дмитрий НЕРСЕСЯН:

— Программы MBA в некоторой степени являются элитарными и не каждому по силам: по деньгам и по уровню опыта. В то же время в регионах царит настоящая кадровая засуха, особенно в отношении управленцев международного уровня. Поэтому крайне важно максимальное распространение в России современного управленческого опыта — своего и зарубежного. А для этого нужны новые виды обучения, включая онлайн. Это, конечно, будет не элитный МВА, но позволит сделать первый шаг на пути формирования у нас слоя управленцев крепкого уровня.

Леонид ЕВЕНКО:

— Я как-то попросил декана Гарвардской школы бизнеса назвать 3 главные проблемы его школы. Он ответил: faculty, faculty and faculty — преподаватели, преподаватели и преподаватели. Та же проблема и у нас. Чтобы научить взрослого человека учиться, а не просто расширить его кругозор, нужен преподаватель-фасилитатор! Сейчас много говорят о необходимости изменения характера преподавания и включении в учебный процесс дистанционного компонента, чтобы учиться, не уходя с работы. Но американский опрос — хотите ли вы получать МВА только в дистанционном варианте — показал: лишь 10% согласны обучаться чисто заочно. 90% не хватает живого общения!

Дмитрий НЕРСЕСЯН:

— Качественных специалистов сложно привлечь к преподаванию, потому что они гораздо больше зарабатывают на своем основном месте работы. А дистанционные методы обучения как раз это и компенсируют: доходы-то здесь вкладывают не в ремонт зданий, а в развитие методик обучения. Успешный опыт Современной гуманитарной академии, являющейся лидером в области дистанционного образования, доказывает: образование по месту проживания у нас более чем востребовано. Кстати, обучаясь дистанционно, можно приобрести больше деловых и дружеских контактов, чем при традиционном обучении.

Ольга АНДРЕЕВА:

— Возвращаясь к проблемам, которые существуют сейчас в бизнес-школах, хотела бы остановиться еще на одной. Нашим слушателям крайне сложно совмещать напряженную работу и учебу. Отмахиваться от этой проблемы нельзя! А потому хочу поддержать всех, кто говорил, как важно дополнять вечерние занятия дистанционным обучением. Мы, например, открыли центр программ дистанционного обучения и возлагаем на эту форму большие надежды, т.к. она позволяет привнести новый, проектный подход в образование. Первые занятия в таком режиме прошли, и наши слушатели дали им высокую оценку.

Начальник Центра развития программ дополнительного профессионального образования МГСУ-МИСИ Дмитрий СЕМЕРНИН:

— Развитие дистанционных образовательных технологий особенно важно для регионов: там вопрос бизнес-образования стоит еще острее. Во всем мире развитие дополнительного профессионального образования идет параллельно с развитием дистанционных образовательных технологий — и в этой сфере накоплен достаточно большой опыт. Сейчас дистанционные технологии в какой-то степени зажимаются потому, что возникает проблема качества. Между тем существуют современные образовательные технологии, которые, напротив, повышают качество образования, позволяя перейти к индивидуальному обучению. А что может быть качественнее индивидуального обучения? Хочу добавить также, что в связи с кризисом очень много профессиональных кадров осталось на рынке труда невостребованными. (В основном возрастная категория — 40—50 лет). В строительной отрасли это практики, руководители, самые опытные и квалифицированные специалисты с большим преподавательским потенциалом. Знаю, что сейчас широко развивается программа профпереподготовки по направлению “преподаватель высшей школы”. Реализуется она и у нас в МГСУ. Хорошо бы с ее помощью привлечь эти кадры в систему дополнительного профобразования, дать им дополнительные возможности заработать. Может быть, пока эта идея выглядит утопичной, но с должной господдержкой возможно создание преподавательского резерва.

Наталья ЕВТИХИЕВА:

— Говоря о проблеме преподавательского состава, мы не должны забывать: по стандарту, который мы сами и разработали, программа МВА может быть реализована, если она имеет не менее 60% штатных преподавателей. Бизнес-школы решают эти проблемы по-разному. Мы в МШБ Финуниверситета инициировали создание кафедры, штатными сотрудниками которой являются практики бизнеса. Но Ольга Дмитриевна упоминала: большая часть сегодняшних школ бизнеса существует при крупных государственных вузах. На их профессорско-преподавательский состав мы и должны опираться, и это большая беда — надеюсь, что ректоры наших крупнейших вузов понимают, как сейчас страдает уровень подготовки их кадров. В итоге мы вынуждены приглашать преподавателей, по словам Леонида Ивановича, “кочующую группку”, которая нам всем хорошо известна. Надо, чтобы пополнение в материнских вузах шло из аспирантуры, за счет молодых ребят — а для этого, думаю, нужна госпрограмма заинтересованности преподавателей.

Дмитрий НЕРСЕСЯН:

— Надо отдать должное зарубежным бизнес-школам — лидерам дистанционного обучения. На своем опыте они постоянно формируют новые программы и услуги. Например, задания, которые надо выполнить всего за сутки. Это очень мотивирует людей! Правда, использование современных образовательных технологий можно считать уходом от элитарности программы МВА. С их помощью в образование вовлекаются более широкие массы людей, и надо понять: хорошо это или плохо?

Управляющий директор ЗАО “АКАДО-СТОЛИЦА” Денис ЛОБАНОВ:

— Я как раз являюсь потенциальным потребителем тех услуг, о которых тут говорят. MBA необходим в России — и прекрасно, что он есть. Но что нам действительно интересно? Дистанционное обучение? Наверное, нет. Поговорить об отрасли, в которой работаешь сам? Вряд ли, ведь мы и так имеем опыт. А вот возможность общения с опытными людьми из производственных подразделений или бизнеса других отраслей очень привлекает возможностью понять чужие ошибки, чтобы не повторять их у себя. Абстрактная деловая игра, не имеющая отношения к нашему обществу, или методички о том, как создавалась компания N, неинтересны. Зато очень полезно задание описать критическую ситуацию с принятием волевого решения, притом очевидно неправильного по бизнесу — боевое решение, привязанное к конкретной отрасли в конкретное время.

Что касается наличия диплома MBA как конкурентного преимущества при отборе кандидатов, то скажу, возможно, крамолу, но таковым оно не является. Для рядовых сотрудников диплом МВА ни к чему. Сотруднику среднего звена MBA не помешает, но и не станет основным конкурентным преимуществом. А вот для топ-менеджера эти знания необходимы — он и руководителем высшего звена не станет, если их нет. Компания может инвестировать в своих сотрудников, отправляя их на обучение. Но остаются после этого топ-менеджерами, по нашим наблюдениям, не более 3% обученных. Есть другой способ — заплатить свои деньги и получить MBA или даже DBA. В моем окружении также много людей, которые пытались читать лекции на MBA-курсах. Но эта затея не очень успешна. Современный бизнес — это 14 часов в сутки интенсивной работы, практически без выходных. Когда бизнесмену ходить на деловые игры?

Дмитрий СЕМЕРНИН:

— Хотел добавить: программы МВА должны иметь прикладной характер. И отраслевой тоже: между развитием отраслей реальной экономики и их руководящего состава существует прямая зависимость.

“МК”: А что думают о российских программах МВА за рубежом? Слово британскому профессору Джойсу.

Пол ДЖОЙС:

— В этом году я побывал в бизнес-школах Санкт-Петербурга и Сколково. Увиденное позволяет предположить: в России те же подходы, идеи и проблемы, что в мире. Главная цель школы Сколкова, как я понял, — формирование лидерских качеств. Две трети курса МВА там базируется на проектах и только треть на традиционном обучении — и это хорошо. Другой впечатляющий момент — интернационализация обучения в Сколкове: две трети курсов там зарубежные. Третье — ставка на развитие личностей будущих менеджеров: у каждого свой руководитель-коучер. Лозунг Санкт-Петербургской школы менеджмента — “Лидерство через знания, инновации и перемены”. Программа выходит за рамки обычных академических курсов: в ней много практических семинаров и консультативных проектов в компаниях. Большое впечатление, как в Сколкове, произвел интернациональный характер петербургской школы. Но надо помнить: людям важно не узнать, что такое лидер, а научиться лидерству. Тогда качество программ МВА будет на уровне зданий XXI века, в которых располагаются бизнес-школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру