Малый бизнес оставили вне шаговой доступности

Зачем покупателей гонят за МКАД?

В минувшее воскресенье один из переходов через Садовое кольцо, в районе метро «Курская», все утро заполнялся громким шумом от ломающейся арматуры. Это еще несколько индивидуальных предпринимателей (ИП) пополнили многотысячную армию бизнесменов, лишившихся своего дела в новом году. Причем виновато даже не повышение страховых взносов (в количественном выражении — причина закрытия ИП №1 в этом году). В российской столице противостояние малого бизнеса и чиновников достигло своего апофеоза. Спустя 3 года после массового сноса палаток с московских улиц некоторые чиновники решили взяться за те, что остались под землей. Арендаторам переходов в этом году предложили платить аренду в 16—18 раз выше прошлогодней. Иными словами, поставили перед выбором — либо уходить, либо поднимать цены на товары «до небес». И в итоге все равно уходить. Простейшая логика подсказывает, что москвичей все настойчивее подталкивают в большие молы. Угнездившиеся, ввиду дефицита земли в центе Москвы, в районе МКАДа.

Зачем покупателей гонят за МКАД?

«Зачистка» переходов

«Почему сносят палатки? Кто тут главный?», — пылко возмутилась переходившая в воскресное утро Садовое кольцо по подземному переходу, в районе улицы Воронцово Поле, местная жительница Ирина. Судя по всему, поначалу она приняла снос палаток за что-то вроде рейдерского захвата или акта вандализма. Правда, ответ находившихся там же бывших арендаторов палаток сбил ее с толку. «Арендную плату подняли почти в 18 раз. Мы не можем платить, поэтому сами съезжаем», — рассказали бывшему клиенту находившихся в этом переходе торговых павильонов.

Здесь стояли продуктовый ларек, ремонт обуви, павильон с одеждой и еще несколько торговых объектов. Всего 8—10 человек предпринимателей и несколько десятков человек, для которых этот переход был рабочим местом.

Услышав ответ, впрочем, Ирина возмутилась еще сильнее и даже согласилась выступить с гневной речью на камеру перед собравшимися журналистами: «Полное безобразие! Я в эти магазинчики постоянно ходила. Потому что больше некуда. Я как-то попробовала съездить в магазины на МКАДе, очень не понравилось. Только время потеряла. Что же получается, у нас малый бизнес только на словах поддерживают? А на самом деле вон что творится!»

Для этого перехода история со сносом палаток пока не кончилась. По разные стороны перехода палатки эксплуатируют две разные управляющие компании. И те, чьи палатки еще стоят, уже попросили телефон строительной компании, которая в это воскресное утро взялась снести торговый ряд.

Переход в районе метро «Курская» стал только четвертым, в котором не стало палаток. Все остальные — на очереди. Просто некоторые управляющие компании уже донесли до арендаторов суть устных бесед с представителями государственного распорядителя переходами, некоторые ждут официальных уведомлений.

Снести нельзя оставить

Казалось бы, почему поднялась такая шумиха вокруг этого сноса. В конце концов, предприниматели сами принимают решение об уходе. Насильственно их никто не сносит, как это было в 2010 году с наземными палатками. У чиновников же наверняка есть причины для такого повышения арендной платы. И уверенность, что даже при таких поборах у арендаторов есть возможность выжить.

Однако это все не совсем так. Видимо, наученные печальным опытом 2010 года, столичные чиновники решили действовать аккуратнее. Тогда, в одночасье поставив большинство наземных палаток вне закона и объявив кампанию по их сносу, московские власти встретили мощную волну критики. Такую мощную, что, судя по всему, решили оставить подуличное пространство на потом.

Теперь, похоже, стратеги в чиновничьих мундирах решили действовать тоньше — экономическим методом. Если оставить без внимания многочисленные недоговорки и противоречия в их словах (на фоне разговоров о поддержке малого бизнеса), можно выделить два мотива. Во-первых, это забота о казне. Вроде бы логично, что при прочих равных, чем больше арендная ставка, тем больше денег идет городу. Конечно, есть контрдовод — предприниматели не потянут платить так много. Но тут чиновники привели второй свой аргумент. Между прямым арендодателем — ГБУ «Гормост» и теми, кто непосредственно занимается торговлей, есть посредники — управляющие компании. Они строят, содержат палатки и сдают их конечным арендаторам. По логике чиновников, устранение этого звена позволит арендаторам больше платить городу.

Впрочем, тут чиновники забывают упомянуть одну важную деталь. Для того чтобы существовать в переходе, примерно десятку бизнесменов придется договориться, чтобы на свои деньги построить в едином архитектурном стиле ряд павильонов, составив проект, пройдя полдюжину согласований в различных инстанциях, проведя электричество, противопожарную систему и так далее. А потом всем вместе содержать их, поддерживая чистоту и порядок, а также страхуя имущество как свое, так и государственное.

После этих подробностей становится понятно, что управляющие компании — необходимое звено. И они не просто так едят свой хлеб.

Так что, по сути, в нынешней ситуации у предпринимателей нет выбора. Либо уходи, либо подними цену, а в итоге все равно уходи.

Зачем лишать торговых площадей?

Арендаторы палаток, прося не упоминать их имен, в один голос утверждают, что вся эта кампания — следствие мощного давления крупных ритейлеров. Документальных доказательств наличия каких-либо договоренностей или другого беззакония, само собой, нет. Но расхождение риторики поддержки малого бизнеса и реальной политики властей, на мой взгляд, явно прослеживается.

Вместе с увеличением арендной платы по столичным малым предпринимателям в этом году ударило и увеличение ставок страховых взносов, и отмена льгот по аренде помещений. Вместе с запретом на торговлю на наиболее рентабельные пиво и в скором времени — сигареты.

К слову, Москва — один из наименее обеспеченных торговыми площадями городов России. На 1000 жителей приходится всего 303 кв.м. Пожалуй, это один из самых низких показателей среди российских городов-миллионников. Для сравнения: в Краснодаре этот показатель более чем в 2 раз выше — 763 кв. метра.

Известный российский экономист Сергей Алексашенко недавно очень точно описал сложившуюся ситуацию. Чиновникам интересен бизнес, который платит больше налогов. Несмотря на то что именно малый бизнес — двигатель качественного роста экономики.

В итоге проигрывает от этого всего простой потребитель. Мало того, что таким, как Ирина, приходится ездить на МКАД вне зависимости от того, хотят они того или нет. Крупные сети начинают занимать все большую долю рынка. Получая возможность прикрывать манипулирование ценами хитрыми маркетинговыми стратегиями. А тем временем, выйдя из того самого перехода на «Курской», придется пройти не одну сотню метров, чтобы просто купить шоколадку или бутылку воды в продуктовом магазине, которых уже практически не осталось в центре столицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру