В российской здравнице завелись моторы

В воскресенье в Сочи будет дан старт первой гонке «Формулы-1» на территории бывшего СССР

В пятницу в 10 часов утра над Олимпийским парком Имеретинской долины Сочи раздался агрессивный рев турбированных моторов. С этого момента, можно сказать, начался Гран-при России в самых раскрученных на земле автогонках — «Формуле-1». И хотя формальное открытие всегда проходит в субботу перед квалификационными заездами, первый раз 21 пилот из 11 команд «большого цирка» проехал трассу не на велосипеде и не прошел ее пешком, а в режиме первой свободной практики испытал новенький трек в самых что ни на есть боевых условиях. Любители «Ф-1» из России ждали этого момента 22 года, с тех пор как королеву автоспорта стали показывать на ТВ.

В воскресенье в Сочи будет дан старт первой гонке «Формулы-1» на территории бывшего СССР
Новый шлем Даниила Квята. Фото: Peter Fox/Getty Images

Чем же так примечателен российский этап?

■ Гран-при России — второй этап чемпионата мира на территории Восточной Европы после венгерского, старт которому был дан в 1986 году.

■ Гоночная трасса — третья по длине в календаре этапов чемпионата мира: 5848 метров дорожного полотна. Она уступает только 7-километровому бельгийскому Спа-Франкоршан, большая часть которого проходит по шоссе, и британскому Сильверстоуну, сооруженному в чистом поле на месте военного аэродрома времен Второй мировой.

■ Впервые в истории трек расположился среди олимпийских объектов, на которых проходили Игры: по ходу движения гонщики могут увидеть все без исключения объекты прибрежного кластера Сочи-2014.

■ Некоторые поребрики безопасности выполнены в цветах российского флага.

■ Порядковый номер российского Большого приза — 16-й, или 4-й с конца. Расстояние между претендентами на титул чемпиона мира-2014 составляет 10 очков, то есть совсем немного, если учесть, что за победу присуждается 25, а приехавшему следом — 18.

■ Впервые за долгое время в Гран-при соревнуется нечетное число пилотов: неделю назад разбился и впал в кому гонщик российской команды Marussia Жюль Бьянки, и из уважения к нему замену искать не стали.

■ ■ ■

Неофициальным лицом Гран-при России стал, конечно же, Даниил Квят. Наш второй в истории гонщик первой «Формулы» уже неделю будоражит мир этих гонок. Прошло меньше года с его дебюта, как стало известно, что он перебирается в топ-команду Red Bull Racing, причем на место самого Себастиана Феттеля. Пока же ему надо доездить сезон в составе Toro Rosso, менее мощной «дочки» RBR, и попробовать увеличить 8-очковый багаж, скажем, в два раза. Уфимец выглядел окрыленным, всячески хвалил устройство автодрома, хотя и признал, что в некотором роде это городская трасса. И пилоты «красных быков» принялись заочно оказывать давление друг на друга. Жан-Эрик Вернь, например, обещал дать Квяту бой, а «хозяин» трека ответил, что дома намерен выступить как надо. Параллельно пилот принял участие в благотворительном футбольном матче, который собрал свыше 5 тысяч зрителей.

Еще Даниил представил шлем новой раскраски, подготовленный специально к домашнему ГП: над ним он работал вместе с дизайнером. Нетрудно догадаться, что макушку украшает герб России, двуглавый орел, но есть на нем еще один трогательный элемент: надпись по-французски: «Мы все с Жюлем». Таким образом наш гонщик решил поддержать коллегу, попавшего в беду в прошлое воскресенье на Гран-при Японии. Напомним, французский пилот Жюль Бьянки во время дождевой гонки на «Судзуке» потерял управление и врезался в эвакуатор, убиравший разбитый в том же месте болид немца Адриана Сутиля. Удар был настолько сильным, что гонщик в состоянии комы был срочно доставлен в госпиталь префектуры Миэ. Сейчас его жизнь спасает нейрохирург, некоторое время назад бывший лечащим врачом пострадавшего на горнолыжной трассе Михаэля Шумахера...

В пятницу с утра руководство команды «Формулы-1» Marussia, выступающей под российским флагом, сообщило, что стартует на Гран-при в Сочи лишь одним болидом, хотя еще накануне вечером предполагалось, что вакантное место травмированного Бьянки займет один из резервистов. Это решение было принято по договоренности с семьей француза. Так что за Marussia на Гран-при России поедет один британец Макс Чилтон. К счастью, в Адлере стоит комфортная и солнечная погода, а вероятность дождя исключена.

■ ■ ■

А тем временем на старт первой свободной практики вышел еще один россиянин: вместо Эстебана Гутьерреса пилотировал болид швейцарской команды Sauber молодой Сергей Сироткин, тест-пилот команды, выступающий также в чемпионате Мировой серии Renault 3.5. Можно сказать, что впервые в Гран-при поехали сразу два российских гонщика. Ну а наш первопроходец Виталий Петров займет место в комментаторской кабине. По словам же Сироткина, в компании зарубежных пилотов он изучил трек еще накануне и убедился, что все довольны. Он широк, существует сразу несколько мест для обгонов и два участка, где можно использовать фирменную «примочку» DRS. Что же касается зрителей, то уже в четверг их собралось свыше 20 тысяч: им был открыт доступ на пит-лейн (то есть ответвление в боксы команд) и дана возможность пообщаться с кумирами.

Ну а утром в пятницу Квят все-таки получил превосходство над напарником Вернем. По итогам первой свободной практики он показал 7-е время, тогда как француз — 9-е. В силу новизны автодрома был установлен и рекорд прохождения круга: лучшим стал немец Нико Росберг из Mercedes, показавший результат 1 минута 42,311 секунды. Его напарник и пока что лидер чемпионата мира отстал в быстрейшей попытке на 0,065 секунды.

■ ■ ■

Как «Сочи-Автодрому» удалось увидеть свет и сразу получить Гран-при в самом престижном на Европейском континенте виде спорта моторов? История берет свое начало с конца 70-х годов прошлого столетия. В Советском Союзе автоспорт существовал (под крылом ДОСААФ), и довольно успешно, но вот «Формула-1» была понятием ругательным. «Они швыряются миллионами и губят несчастных людей» — так вкратце можно выразить отношение тогдашнего советского общества к красочным автомобильным гонкам. Сообщения в центральной прессе появлялись, только если кто-то погибал, а трагедии вплоть до середины 80-х были нередки. Но ветер перемен посеял семена первой «Формулы» и в СССР.

С 1992 года телетрансляции этапов чемпионата мира в прямом эфире стали регулярными. Все больше молодых людей увлекались гонками, заучивали наизусть цвета шлемов, раскраски команд и выбирали себе, за кого болеть. Появилась первая цветная литература, а спортивные газеты стали освещать «Ф-1» отдельной рубрикой.

Согласно легенде, большой поклонник всего, что связано с автомобилями, Леонид Ильич Брежнев, — лично контактировал с руководством Международной автомобильной федерации и хозяевами «Формулы-1» на предмет проведения этапа чуть ли не вокруг Кремля. Но дальше разговоров дело не пошло.

Второй раз о постройке автодрома уровня «Формулы-1» в 2001 году робко заявила Москва. За это право конкурировали Нагатинская пойма (в местах бывшего золоотвала остановившегося завода ЗИЛ) и Молжаниново близ аэропорта «Шереметьево». Вперед вырвался первый проект, но подписание контракта на проведение Гран-при России в 2002 или 2003 году между хозяином «Ф-1» Берни Экклстоуном и тогдашними московскими властями сорвалось.

Идея о проведении этапа в Сочи возникла уже после гватемальской победы заявки города на проведение зимних Олимпийских игр. Инициативу поддержал лично Владимир Путин, и вскоре контракт на организацию Гран-при России был подписан.

■ ■ ■

Во время зимних Игр паддоки и главная трибуна на прямой старт — финиш уже функционировали. Там размещались выставки российских регионов. Дорожное покрытие появилось уже после. Кстати, покрытие — именно та проблема, которая должна беспокоить больше всего, и вот почему.

Еще во время стройки олимпийских объектов Сочи автору этих строк доводилось слышать о том, что грунтов в болотистую Имеретинскую долину будет засыпано столько, сколько хватило бы для создания насыпного острова где-нибудь в Персидском заливе. И это правда: почвы здесь активно «гуляют». В частности, стройка ледового дворца «Большой» шла иначе, чем соседнего «Айсберга». Есть авторитетное мнение, что в случае демонтажа одного из объектов, как это предполагалось сначала, изменится давление на почвы — и соседние постройки просто «поползут». А трек «Формулы-1» — это многослойный пирог, который требует тщательного контроля 365 дней в году. Не говоря уже о том, что вероятность сейсмической деятельности здесь высока.

Большую часть 2014 года отдельные политики из стран ЕС и США, зарабатывая себе дешевый капитал, призывали отменить этот этап или бойкотировать его. Но Международная автомобильная федерация (ФИА) и «Формула-1» положили конец этим разговорам. Федерация автоспорта — мировая общественная организация, «Формула-1» — по большей части частная. Они не подвластны никому и в лучшем случае могут прислушаться к рекомендациям ООН, как это было при отмене Гран-при Бахрейна-2011 из-за волнений в ближневосточной стране. Да и то индустрия «большого цирка» и ее партнеры понесли тогда колоссальные потери.

Можно не волноваться: Гран-при России все-таки стартовал.

Не пропусти

65-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин «Формула-1». 16-й этап. Гран-при России. «Сочи Автодром». 53 круга по 5848 м

Суббота, 11 октября. Квалификация. Телеканал «Россия 2», прямая трансляция в 14.50.

Воскресенье, 12 октября. Гонка. «Россия 2», 14.35.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру