Трудно поверить, но когда-то веер был не только изысканным украшением дамского наряда или опахалом, дарящим прохладу, но еще верным помощником в любовных интригах.
Существовал тайный язык веера, с помощью которого дамы и кавалеры вели интимный диалог. Его нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Здесь все имело свой смысл: перемена положения веера, движения руки, количество открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных лепестков. “Я замужем”, — говорит, отмахиваясь, развернутый веер. “Вы страдаете, я вам сочувствую”, — открываются два лепестка. “Будьте осторожны, за нами следят”, — открытый веер касается уха. А чтобы сказать сокровенное “Я вас люблю”, нужно правой рукой указать на сердце закрытым веером, и все станет ясно. Цвет веера тоже имел значение, он не только тщательно подбирался к туалету, но мог многое сказать о состоянии души его владелицы. Черный — печаль; красный — радость; желтый — отказ; черный с белым — разрушенный мир; розовый с голубым — любовь и верность.
И если язык веера остался в прошлом, вызывая сегодня лишь улыбку, то сам веер так же притягателен, как и сто—двести лет назад, и способен вскружить головы не только модницам. Это головокружение сейчас наблюдается в Музее Тропинина на выставке “Волшебный мир веера”, где представлены западноевропейские веера из Музея-усадьбы “Останкино” и из фондов музея. Увидев эту коллекцию, поражаешься фантазии художников и мастеров, сумевших почти из ничего — ткани, бумаги, перьев, кружев — сотворить настоящее произведение искусства.