В политическом бомонде стало модным рассуждать о том, что в России назревает демографическая катастрофа, что великая нация вымирает и т.п. Решение проблемы почему-то пытаются найти в экономике. А материальная сторона вопроса, как выясняется, не имеет тут практически никакого значения...
Сотрудники кафедры социологии МГУ им. Ломоносова представили на рассмотрение властей и общественности сенсационные результаты своих исследований. Оказывается, решение иметь или не иметь детей никак не связано с материальным благополучием родителей. Это чисто психологическая проблема. В ходе социологического опроса участвовали в основном двухдетные семьи (50%) и поровну однодетных и трехдетных. Ученые спрашивали родителей, как они приняли решение родить 2—3 детей, чем мотивировали такой ответственный поступок, и были сражены ответами. Ни одна супружеская пара даже не заикнулась о своих доходах, зарплатах или детских пособиях.
Самые часто встречающиеся ответы: “Мы хотели иметь еще одного ребенка”, “Мы уверены, что сможем вырастить его счастливым человеком”, “Старший уже вырос, нам хотелось малыша”. Поэтому специалисты сделали вывод: рожая детей, родители удовлетворяют свои личные потребности в отцовстве или материнстве.
— Сколько бы ни повышали детские пособия, как бы ни увеличивали зарплаты, — сказал руководитель исследования, — толку в смысле повышения рождаемости все равно никакого не будет. Основная проблема падения рождаемости — уменьшается желание иметь детей. Причем эта тенденция прослеживается не только в России, но и во всем мире. Семьи, имеющие больше двух детей, нередко воспринимаются обществом как маргиналы, они часто испытывают на себе явную агрессию со стороны окружающих. Так что, если правительство хочет повысить в стране рождаемость, нужно увеличивать не льготы многодетным, а пропаганду в защиту их имиджа. “Быть матерью или отцом, иметь большую семью и много детей — почетно!” — вот что должны усвоить наши сограждане, причем желательно еще в детстве.
Вторая сенсация, которую обнародовали социологи, также касается вопроса денежной помощи со стороны государства многодетным родителям. В ходе исследования было установлено, что на нее, как правило, рассчитывают те семьи, где больше рожать и не собираются, а самые перспективные “производители” маленьких россиян вовсе и не ждут милости от властей. Заводя ребенка, они рассчитывают только на свои силы и очень ответственно относятся к своему родительству — по крайней мере в этой группе опрашиваемых почти не было женщин, прошедших через аборт. Таких активных оптимистов среди участников исследования было большинство: они, кстати, уже имеют по 2—3 ребенка и планируют рожать дальше. Вот им бы, считают ученые, стоило помочь, но чем?
Зато супружеские пары, которые злее прочих критиковали правительство за то, что оно слабо или совсем не помогает им растить детей, а во всех своих семейных бедах винили экономическую нестабильность, кризис и прочие социальные неурядицы, тут же признавались, что вообще-то рожать больше не станут ни за какие коврижки, пусть их хоть золотом осыплют: “Мы свой родительский долг перед родиной выполнили, а теперь нужно и для себя пожить...” Таких пар в исследовании было меньшинство, да и детей у них — один, от силы два, но в обществе именно они задают тон. Особенно когда речь заходит о деньгах. Недаром у нас на 145 миллионов россиян приходится 104 миллиона льготников!
Но, видно, корм не в коня.