КАК НЕ ПРОСЛЫТЬ БЕСТАКТНЫМ

  Обидно, досадно — неладно

    

     Недавно мне довелось увидеть замечательный фильм, выпущенный в Великобритании, — “Разговоры”. Герой фильма, молодой бизнесмен Роберт, однажды просыпается и оказывается в виртуальном мире, в котором общество в основном состоит из инвалидов. Поначалу Роберт чувствует себя “белой вороной” и испытывает все “прелести” дискриминации, но затем становится вполне “своим парнем”.

     Между прочим, переживания вымышленного героя — повседневная участь многих людей, имеющих инвалидность. Даже вполне воспитанные обычные люди, по роду деятельности время от времени сталкивающиеся с инвалидами, бывает невольно обижают инвалидов. Поэтому мы решили открыть новую рубрику, которая поможет нам всем избежать таких ошибок.

     10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, которые используются работниками общественных служб США. (Составлены Карен Майер, Национальный центр доступности США).

     1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

     2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или те, кто пользуется протезом, вполне могут ответить на ваше рукопожатие — правой или левой рукой, что вполне допустимо.

     3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если в вашей группе общая беседа, не забывайте называть себя и пояснять, к кому именно вы обращаетесь в данный момент.

     4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, и только затем спрашивайте, что и как сделать.

     5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращаться к ним по имени и на “ты” можно, только если вы хорошо знакомы.

     6. Опереться о чью-то инвалидную коляску или повиснуть на ней — то же самое, что опереться или повиснуть на ее обладателе. Согласитесь, и то, и другое раздражает. Инвалидная коляска — это часть неприкосновенного пространства человека, который ее использует.

     7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда собеседник сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что все понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что именно вы поняли. Это поможет человеку ответить вам, а вам — действительно понять его.

     8. Когда вы разговариваете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

     9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может понять вас по артикуляции губ, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно; постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

     10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав “Увидимся” или “Вы слышали об этом...?” тому, кто не может видеть или слышать.

     Ждем ваших вопросов, рассказов и практических рекомендаций на тему: “Инвалидность и этикет”.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру