За хранение килограмма отработанного ядерного топлива Западная Европа готова заплатить России от 900 до 1500 долларов. Мы поинтересовались: согласились бы наши читатели за такую сумму взять на личное хранение кило отработанного “мирного атома” и на что именно они хотели бы потратить полученные деньги?
Из 60 человек, позвонивших в редакцию, приютить отработанный “мирный атом” согласились лишь 12. Причем шестеро смельчаков решили взять отработанное ядерное топливо не для себя, а для “любимого” соседа. В роли “соседей” выступили депутаты, правительство, Борис Ельцин, бывший и нынешний министры атомной энергетики...
Сергей Никитич, 62 лет от роду, согласился бы взять за 1500 долларов килограмм отходов и разместить их... рядом с Думой.
Шесть человек согласились приютить “мирный атом” у себя для того, чтобы заработать деньги на операцию, лекарства и просто на жизнь как для себя, так и для своих близких. Скажем, пенсионер Горшков готов не то что кило — полцентнера отработанного мирного атома приютить:
— За треть предлагаемой за это суммы “гастарбайтеры” соорудят саркофаг не хуже Чернобыльского и закопают его ниже самой глубокой линии Московского метрополитена. На оставшиеся средства я смог бы безбедно прожить до самой смерти и еще помочь внуку получить достойное образование...
77-летний Николай Иванович “готов хранить хоть черта с рогами, лишь бы вылечить ноги”. 63-летняя Галинская согласна взять 2 кг, чтобы сделать брату протез хотя бы на одну ногу, а участница войны Людмила Ивановна деньги, полученные за хранение отработанного ядерного топлива, отдала бы музею своей дивизии в Сергиевом Посаде.
— На остатки бы купила себе стиральную машину, потому что у меня отморожены руки, и какие-нибудь мягкие туфельки на свои больные ноги...
Подавляющее же большинство наших читателей мирный атом, даже отработанный, не возьмут ни за какие коврижки.
— Здоровье ни за какие деньги не купишь, — сказала Анна Дмитриевна Репина, 60 лет. И тут же поинтересовалась, куда пойдут деньги, которые получит наше государство родное за хранение отработанных ядерных отходов.
Сомнение в том, что от этих сумм хоть немного перепадет простым смертным, высказали, кстати, еще 18 человек. “Заявления о притоке денег — ширма. Все разворуют”, — уверен Сергей Максимович, 60 лет. “Деньги к нам не попадут”, — вторит ему инвалид войны Михаил Михайлович. Он предлагает также отозвать депутатов, которые приняли соответствующий закон, а дороги, по которым в Россию помчатся составы с отработанным ядерным топливом, перекрывать.
— На кону стоит 20 миллиардов долларов, — поясняет неразумным 29-летний Александр. — За такие деньги эти господа черное назовут белым и скажут, что радиация полезна для здоровья. А возле ядерных могильников надо специально строить санатории... Конечно, тяжело бороться с людьми, лоббирующими ввоз ядерного топлива: у них деньги и власть. Но хотя бы попытаться можно. Иначе наши дети нас не поймут...
— Депутаты не имеют никакого морального права голосованием решать вопрос о ввозе ядерного отработанного топлива! — возмущался неизвестный гражданин. — Этот проект должен открыто пройти экологическую экспертизу и экономическое обоснование. А потом его надо представить на народный референдум с предварительным ознакомлением в печати.
Любителю гласности и референдумов решительно возразил Владимир Иванович Емельянов:
— Если ученые берутся — значит, они знают, что можно, а что нельзя. Вы, неучи, молчите в тряпочку и доверяйте уму и авторитету знающих людей. Пусть говорят специалисты-физики. А вы умерьте свой пыл, оставьте это и займитесь делом!
11 человек предложили вмешаться в спор президенту.
— Хотелось бы узнать мнение семьи нашего президента по этому вопросу, — говорит Марина Ильинична. — И личное мнение президента. Но не как должностного лица, а как человека, имеющего жену и детей...
— Мы доверяем Путину, но если он даст на это разрешение — станет для народа врагом номер один, — уверена 40-летняя воспитательница Ольга Алексеевна. — Давайте Западу предложим те же условия! — предлагает она. — Западные державы — богатые, могли бы у себя найти условия для захоронения. Но им дороже здоровье людей. А в России они нашли дураков, которые за деньги готовы продать саму Россию...
Бобрик Галина Вячеславовна 20 лет проработала в атомном машиностроении и на своей шкуре ощутила, что такое переработка атомных отходов. “Если мы возьмемся за эту переработку, ужас, который ждет нас в ближайшие десятилетия, ни в какое сравнение ни с какими деньгами не пойдет”.
— Глуп тот человек, который не думает о своем наследстве, — подвела итог неизвестная гражданка.
Ольга же Леонидовна, 42 лет, просто предложила нашей стране не позориться...