Десять лет без права возвращения

Комиссии депутатов из Москвы, прилетевших в Ингушетию, пришлось несладко. После столичных холодов запиджаченные законодатели попали в кавказскую парилку. Правда, им подали кондиционированные “Мерседесы”. А вот людям, которые ждали народных избранников на границе двух республик — Ингушетии и Осетии, — повезло меньше. Восемьдесят семь семей уже который день стояли у осетинского блокпоста, желая только одного: вернуться в свои дома, из которых им пришлось бежать девять лет назад. Блокпост не пропускал.

Осенью 1992 года в стране возник первый межнациональный конфликт. 60 тысяч ингушей бежали из соседней Осетии в новообразованную Ингушетию с надеждой когда-нибудь вернуться. А про них просто забыли. Слишком много лет они провели в десяти—двадцати километрах от своих домов, не имея возможности перейти границу. Затем республику заполонили беженцы из Чечни, к которым оказалось приковано все внимание. Про них писала и снимала репортажи центральная пресса, для них поставлялась гуманитарная помощь из-за рубежа и строились палаточные городки. Первым же беженцам России статус вынужденного переселенца практически ничего не давал. Им оставалось надеяться только на помощь родственников и руководства маленькой республики. У которой и так масса своих проблем.

Проблемы ингушских беженцев, вынужденных девять лет назад покинуть свои дома и не имеющих возможности в них вернуться, снова всплыли на поверхность не случайно. Этот вопрос стоял первым пунктом в предвыборной программе избранного месяц назад в Государственную Думу депутата от Ингушетии Алихана Амирханова. Комиссия из семнадцати депутатов, представляющих добрую половину депутатских фракций, возглавляемую заместителем председателя Госдумы Петром Романовым, должна была каким-то образом сдвинуть дело с мертвой точки. В отличие от прежней депутатской комиссии, выезжавшей на место аж... в 1996 году. Есть и еще одна политическая подоплека. И у президента Ингушетии Аушева, и у президента Северной Осетии Дзасохова впереди выборы. А проблема беженцев, которых в той же Ингушетии сейчас больше, чем представителей основного населения республики, разумеется, относится к первоочередным.

Нельзя сказать, что раньше ничего не делалось. Было принято целых три десятка указов президента и 20 постановлений обеих палат Федерального собрания и Правительства РФ. 19 договоров было подписано правительствами и президентами Северной Осетии и Ингушетии. А всяких разных документов было подписано чуть ли не полторы сотни. Воз и ныне там...

Первая остановка депутатского кортежа состоялась у колонны беженцев, желающих вернуться в Осетию. У депутатов особо ничего не просили. Только одного: помочь вернуться домой, перейти границу. Ведь некоторые семьи девять лет жили буквально в километре от своего прежнего жилища, но... по другую сторону “железного кордона”. А в их домах сейчас поселились другие беженцы — из Южной Осетии, что входит в состав Грузии. То есть даже не граждане России... Но для возвращения это не помеха. Беженцы уверены, что сумеют договориться со своими бывшими соседями-осетинами, если политики не будут вмешиваться и устраивать поселения по принципу диаспоры: тут живут осетины, а тут — ингуши.

Однако пересечение заветного рубежа вовсе не является “пропуском в рай”. В этом депутатская комиссия убедилась во время своей второй остановки — уже на территории Осетии. Сразу возле границы в Пригородном районе, на осетинской территории, живут практически одни ингуши. То, что людям регулярно вырубают электричество и воду, — еще полбеды. Народным избранникам демонстрировали пулевые отверстия в вагончиках, которые появились, по их словам, после того, как местные охранники порядка отметили очередной праздник. А как вообще можно годами жить целым семьям в контейнерах три на четыре метра, даже сами беженцы объяснить не смогли. Мол, живем же...

Селений в Осетии, где раньше проживали ингуши, было шестнадцать. В пять из них сегодня им въезд полностью запрещен. Еще в четыре — “разрешен частично”. А в остальных, по словам вернувшихся, местные власти стараются создавать как можно больше проблем. От постоянных проверок — до регулярной волокиты с получением любой бумажки.

Оказалось, что гражданам России в России деться некуда. И доказать им, что Конституция РФ, гарантирующая свободу передвижения и выбора места проживания, — не просто набор слов в мягкой обложке, а что-то более серьезное, практически невозможно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру