ШПАГА ВМЕСТО ТОПОРА

Конгресс Соединенных Штатов — не российская Дума. После терактов 11 сентября прошлого года он не поспешил надеть намордник на свои массмедиа и отменить Первую поправку к Конституции США о свободе печати. Сотвори Конгресс нечто подобное, дело не обошлось бы лишь президентским вето. Народ, воспользовавшись правом свержения прогнившего режима, данным ему Декларацией независимости, прогнал бы подобных законодателей с Капитолийского холма как узурпаторов.

В Вашингтоне в подобных ситуациях хватаются не за топор, как в Москве-матушке, а за шпагу с элегантным позолоченным эфесом. То, что у нас — цензура, у них — патриотизм. А патриотизм в Штатах сейчас похитила и присвоила правящая республиканская партия. Как заметил на днях бывший вице-президент США Альберт Гор: “Говоря откровенно, многие главные институции СМИ стали составной частью республиканской партии и оказались у нее в кармане”.

В недалеком прошлом в США существовали определенные правила, которые в сумме именовались “доктриной справедливости”. Эта доктрина, во-первых, предписывала электронным СМИ давать “соразмерные возможности” представителям разных взглядов для выражения своей точки зрения. Во-вторых, она ограничивала владение средствами массовой информации, чтобы гарантировать “многообразие голосов”. Но в последние пятнадцать лет “доктрину справедливости” обдирали как липку, пока от нее ничего не осталось...

В США завершается, если можно так выразиться, “газпромизация” СМИ. Все главные источники новостей находятся в руках гигантских конгломератов. Джим Киммельман, главный директор “Союза потребителей”, говорит: “Поскольку горстка компаний решает вопросы содержания программ, многие взгляды и вкусы лишаются своего представительства... 300 национальных телекомпаний находятся во владении 14 холдингов”.

Кто платит, тот и музыку заказывает. Большой бизнес финансирует республиканцев и требует от подконтрольных себе СМИ тоже дудеть в республиканскую дуду. Приведу лишь один пример. Главный телеведущий канала “Фокс” Брит Хьюм, ничуть не смущаясь, заявил, что “победа республиканцев на последних промежуточных выборах была достигнута благодаря нам. Люди смотрят нас и действуют по нашей указке. Пусть никто не сомневается в этом”. Ну прямо как наше телевидение в 96-м со знаменитым лозунгом: “Голосуй или проиграешь!”

Как пишет обозреватель “Нью-Йорк таймс” Пол Кругмен, экономические интересы корпораций, владеющих СМИ, и политические интересы республиканской партии подрывают объективную подачу новостей американскими массмедиа. Здесь необходимо справедливости ради отметить, что сама “Нью-Йорк таймс” — первая газета страны — не поддалась ни на угрозы, ни на лесть и сейчас, по сути дела, заменила струсивших демократов как лидер оппозиции администрации Буша. К сожалению, я не вижу ни одной крупной российской газеты, которая осмелилась бы взять на себя аналогичную роль после октябрьских событий в Москве. Идти против президента и “гласа народа” опасно и в США, но в России во много крат опаснее. Это факт. Но необходимо помнить, что подлинный патриотизм — не намордник, не шоры. Он должен открывать глаза, а не затыкать уши и рты.

А что касается общественного мнения, то, как говаривал старик Маркс, “бывают времена, когда общественное мнение — самое скверное из всех мнений”. Общественному мнению, в особенности в стране, где гражданское общество только-только вылупляется на свет божий, потакать не следует. Его надо информировать и формировать.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру