И чех, и грех

Когда зимой из Санкт-Петербурга пришла новость, что “Зенит” заключил контракт с чешским тренером Властимилом Петржелой, многие недоумевали: зачем? да и кто это такой?

Теперь, когда питерский клуб уверенно дышит в спину лидерам российской Премьер-лиги, злые языки поутихли. Впрочем, удивляться выбору зенитовского президента Виталия Мутко не стоило с самого начала: Петржела, кто не в курсе, в Чехии очень даже котируется. Хотя сборную, например, никогда не тренировал. Зато через него прошли практически все чешские футболисты, блиставшие недавно и блистающие ныне в Европе: Павел Недвед, Патрик Бергер, Владимир Шмицер, Ян Коллер, Томаш Ржепка... А в составе сборной Чехии — вице-чемпиона Европы 96-го года — было тринадцать (!) воспитанников Петржелы.


— Прошло достаточно времени с того момента, как вы начали работать в России. Уже, наверное, сложилось впечатление о нашем футболе?

— Самое главное то, что все у вас примерно равны по силам. В отличие, скажем, от чешского чемпионата в России нельзя предсказать исход практически ни одного матча. В Чехии же огромная разница между грандами — “Спартой”, “Славией”, “Слованом” — и остальными... Во-вторых, я заметил, что у многих российских клубов есть свой фирменный стиль. Так, к примеру, мне импонирует “Локо”. Техничная команда. А вот ЦСКА, наоборот, играет в агрессивный футбол, чем-то похожий на баскетбол с использованием больших игроков. Я назвал только лучшие, на мой взгляд, клубы...

— А вы довольны игрой “Зенита”?

— Вы поймите, мы в межсезонье создали практически новую команду. От прошлого состава осталось лишь три футболиста. И всю эту перестройку пришлось делать на ходу, поскольку у нас не было достаточно времени. Так что то место, на котором мы сейчас находимся, я считаю большим успехом. С другой стороны, сейчас ощущается недостаток физической подготовки, которую мы не успели провести на должном уровне. Теперь наверстываем упущенное на тренировках.

— Вам нравится работать в России?

— Да, очень. Мне никто не мешает. Здесь созданы великолепные условия. Отличные базы, многие из которых ни в чем не уступают западноевропейским. Много хороших футболистов. Я знаю, что многие в России ругают клубы, которые покупают иностранных футболистов. Но это реальность, и от нее не уйти. Без легионеров никогда не будет такого футбола, как в Германии, Италии, Испании. Никто не обходится только своими футболистами.

— А почему, как вам кажется, такая большая разница между российским и тем же испанским или итальянским футболом?

— Я думаю, все зависит от работы тренеров, от самоотдачи игроков. Не хочу никого обидеть, каждый работает по-своему. Меня тоже, я знаю, много критикуют. Но я смотрел две игры “Локомотива” — в Лиге чемпионов с “Реалом” и с “Миланом”. Было видно, что они не смогут выиграть. И вроде же есть мастерство, футболисты хорошие. Но нет уверенности в своих силах. Это действительно странно: в России гораздо больше хороших футболистов, чем в Чехии, а чешские клубы добиваются больших успехов в еврокубках!

— Кого бы вы выделили из футболистов, играющих в российском чемпионате? Кого хотели бы видеть у себя в “Зените”?

— Ашветия (ответил не задумываясь), еще — Лоськова... В “Спартаке” очень много хороших игроков. Я вообще не понимаю, почему эта команда находится во второй части турнирной таблицы. Там играет Павлюченко, очень классный нападающий (спустя пару часов после нашего разговора Роман принес победу “Спартаку” над “Ротором”. — С.Г.), Титов тоже отличный игрок... Кто там еще? Данишевский! Я очень хотел видеть в “Зените” Данишевского, но это для нас очень дорогой игрок.

— А из ЦСКА вам никто не нравится?

— Из ЦСКА... (Задумался.) Там есть очень хороший парень — Семак. Он выполняет большой объем работы.

— Почему, как вы думаете, ЦСКА не смог пройти “Вардар”?

— Потому что ЦСКА играет в другой футбол. Я не хочу критиковать их тренера. Когда мы с ними играли, еще перед матчем я сказал, что мы их обыграем. Потому что это несложно сделать. Они играют вверху, а мы — внизу. И причем довольно технично. И если бы в Москве не удалили Аршавина, то, я думаю, мы могли бы выиграть и во втором круге... Потом — игра в обороне, правда, это не только проблема ЦСКА. В России играют в три защитника. А вся Европа — и уже давно — в четыре и в линию. И я смеялся, когда меня все критиковали за то, что я в “Зените” перестроил оборону. Как вообще можно за это критиковать? Я хочу, чтобы моя команда играла по этой системе. Ни “Милан”, ни “Ювентус” своей системе никогда не изменят. Они могут заменить всех игроков, но в защите играть будут по той же схеме.

— А как вы относитесь к совмещению Газзаевым постов в сборной и клубе?

— Это, кстати, тоже одна из причин его неудачи. Он взвалил на себя слишком большую ношу. Тренер сборной ни в коем случае не должен работать ни в каком клубе! Он должен просматривать как можно большее количество матчей и знать все о командах, где играют потенциальные кандидаты.

— Почему Иржи Ярошик, который начинал играть в футбол под вашим чутким руководством, так здорово начал сезон, а сейчас совсем не заметен на поле?

— Ну, во-первых, Ирка устал. Он играет второй сезон фактически без перерыва. Во-вторых, в “Спарте”, где он много забивал, было достаточно техничных игроков, которые ему очень сильно помогали.

— ЦСКА — это не его команда?

— Да, безусловно. Я думаю, что в том же “Локомотиве” он играл бы гораздо лучше. Но надеюсь, что Ирка еще раскроется.

— И все же в чем главная проблема российского футбола?

— Я стараюсь об этом не думать. У нас столько проблем в “Зените”, что я хочу в первую очередь решить их. Для меня главное, чтобы “Зенит” играл в хороший футбол. Пока, правда, это не всегда получается.

— Вы часто вспоминаете тот матч на “Динамо”, в котором “Зенит” проиграл хозяевам с жутким счетом — 1:7?

— Вообще не вспоминаю. Это футбол. Когда я стажировался в Испании, то видел, как “Барселона” проиграла 0:7. А это более известный клуб. Ну и что? Этому не надо придавать особого значения. Все почему-то думали, что я не приду потом на пресс-конференцию, а я пришел и улыбался там.

— Да, писали, например, что вы привезли с собой в Россию четырех чешских футболистов, а их уровень невысок.

— Я не знаю, кто так думает. Тот же Гартиг, которого много критиковали в российских газетах, я знаю, очень нравится болельщикам “Зенита”, но сейчас у него, к сожалению, травма. Ширл — хороший футболист, но у него появилась звездная болезнь, он считает себя самым лучшим. С другой стороны — Мареш, скажем, очень интеллигентный парень. Он не пропустил ни одной игры. Его очень любят в команде. Ну а Горак играл хорошо, но, как только в Петербург приехала его жена, он немного сдал... Что касается словака Чонтофальски — да, он допускал ошибки, но он очень хороший вратарь.

— “Зенит” пока никого не дозаявил...

— Вы знаете, мы очень стеснены в средствах. А хорошие игроки стоят дорого. Мне, например, нравится Тудор из молдавского “Шерифа”, но за него просят миллион триста тысяч долларов. Это безобразие. Да за эти деньги можно купить пять игроков! Что за команда такая “Шериф”, чтобы просить такую сумму? Вообще нам надо бы купить хорошего центрального защитника, который бы руководил обороной, и одного нападающего. Но это скорее всего произойдет на следующий год.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру