Россияне оседлали “японок”

тестовый баннер под заглавное изображение

Попытка пересадить россиян на отечественные автомобили провалилась. Наши граждане наотрез отказались поддерживать родной автопром за свой счет. Хватит, наездились...

Хотя надо отдать должное чиновникам: они очень старались. Последнее повышение таможенных пошлин на “иностранцев” старше трех лет и переход на новые правила ввоза должны были повернуть россиян лицом к ВАЗу и его продукции. Частично ожидания правительства оправдались. От подержанных иномарок мы действительно отвернулись. Наверное, еще и потому, что в позапрошлом, 2002, году завезли их рекордное количество — более 600 тысяч машин. Теперь у наших автомобилистов — другая страсть: новенькие “иностранки”. Родной или совместной сборки.

В прошлом году был установлен своеобразный рекорд: на покупку новых российских авто наши граждане потратили около 4 миллиардов долларов, столько же — выложили за подержанные. А вот на приобретение новых иномарок не пожалели аж на 800 миллионов долларов больше.

В количественном отношении показатели выглядят не менее впечатляюще: в 2003 году в России было продано около 170 тысяч новых иномарок и порядка 80 тысяч машин, собранных на совместных производствах в России и Узбекистане. Если сравнивать с результатами 2002 года, рост получится более чем на 50%. Кстати, на тех же СП годом раньше было “слеплено” втрое меньше — всего лишь 24 тысячи автомобилей.

На этом фоне меркнут “достижения” родных автозаводов, которые в условиях рынка научились разве что повышать цены. АвтоВАЗ в 2003 году выдал на 0,4% меньше, чем в предыдущем. Сызранская “Рослада” снизила показатели на 33%. А в наступившем году ВАЗ вообще планирует выпустить 684800 автомобилей, что даже меньше прошлогодних “успехов”. У тольяттинских автомобилестроителей — своя стратегия по “окучиванию” россиян. Только кончился январь, а волжский гигант уже дважды поднял свои отпускные цены: по 2% в январе и феврале. Не лучше обстоят дела и на нижегородском ГАЗе, где производство легковых авто в прошлом году упало на 13,4%. Стабильно растет только выпуск микролитражек. В общем-то, если бы не правительственные усилия, песня российского автомобилестроения была бы еще печальней...

Секрет продажного успеха

Понять россиян, переметнувшихся к “иностранкам”, легко. За свои деньги хочется купить качество. А денег у наших граждан с каждым годом появляется все больше и больше: только официальный рост доходов-2003 составил 14,5%. Поэтому правило срабатывает вдвойне.

Самые умные и динамичные дилеры умело подстроились под колебания валют. Пусть евро бьет доллар по всем фронтам — торговавшие в долларах “в них” и остались. И не прогадали: в прошлом году азиатские модели в России побили все рекорды. А европейцы, которые пожадничали и проставили цены в евро, потеряли. Более всех проиграли продавцы “Фольксвагенов” и “Шкод”. Те же, кто торговал евромашинами за доллары, предлагали автомобили в среднем на 6% дешевле.

Но и отказавшиеся прогибаться по ценам в погоне за убегающими покупателями вынуждены были пойти на уступки. Многие иномарки теперь можно купить в кредит чуть ли не под нулевой процент, по которому сумма платежей в течение трех лет (стандартный срок) не превышает обычную цену машины в автосалоне. Кстати, именно продажа автомобилей в кредит без драконовских процентов стала главным секретом продажного успеха. С одной лишь оговоркой: иномарок в рассрочку на всех не хватает, и самые ходовые модели приходится ждать по четыре-шесть месяцев.

У тех, кто хотел купить комфортную машину подешевле, тоже был выбор. В России и СНГ уже несколько заводов выпускают пусть и не последний писк, но вполне достойные модели. Если учесть, что цена собранных в России иномарок существенно ниже “родных”, такие авто становятся еще более привлекательными.



И это только начало

Аппетит приходит во время еды. “Тойота”, к примеру, в этом году поставила перед собой новый рубеж — 30 тысяч машин. А как только продажная планка перевалит за 50 тысяч, готова построить завод на нашей территории. У других лидеров планы не менее амбициозные. “GM-АвтоВАЗ” собирается увеличить производство “Шеви-Нива” до 60 тысяч, а с 2005 года — наладить выпуск еще не менее 25 тысяч автомобилей новой модели “Шеви-Вива”. ЗАО “Форд Мотор Компани” — реализовать 22 тысячи “Фокусов” из Всеволожска, увеличив общее количество продаж до 30 тысяч.

Калининградский “Автотор” в 2003 году собрал 8415 машин — почти в полтора раза больше, чем годом ранее. На этот у них грандиозные планы — от 20 до 24 тысяч легковых автомобилей, в том числе “Хаммеры” и новые модели “БМВ”.

К концу 2004 года в Ижевске намерены совместно с южнокорейской “KIA Motors” начать выпуск автомобилей “KIA Spectra”. А уже через два с небольшим года рассчитывают выпускать до 120 тысяч автомобилей этой модели в год.

Есть еще “Автофрамос” в Москве, который всерьез намерен вернуть пошатнувшиеся ныне позиции “Рено” в России. Точные прогнозы делать опасаются после истории с банкротством “Москвича”, на территории которого работают.

Впрочем, все сюрпризы только действующими или широко известными компаниями не исчерпываются. Есть еще одна крупнейшая мировая автомобильная держава, которая рвется в Россию. Это... Китай. По некоторым данным, в Поднебесной в 2002 году было выпущено более 3 миллионов легковых автомобилей. Притом что потребность местного автомобильного рынка еще пару лет не будет превышать двух миллионов. Экспорт ежегодно растет в разы. И не надо думать, что китайские машины представляют из себя велосипеды с моторчиком. Джипы, выпускаемые совместно с концерном “Даймлер-Крайслер”, и пикапы, производимые по лицензии “Тойоты”, способны составить конкуренцию не только классическим или совместным иномаркам, но и нашим “десяткам”.

В прошлом году средняя цена новой иномарки в России выросла c 19400 до 21500 долларов. Однако россияне от них отказываться не собираются. А если уникальную терпеливость китайцев совместить с лизинговыми и кредитными схемами, да еще и дополнить автомобилестроительными мощностями, — нашему автопрому в его нынешнем виде мало что светит. Уже в ближайшие годы.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру