“Aджарский пирог”: Mука и солярка

Какой-то рок преследует несчастную Грузию. Каждый новый президент словно считает своим долгом отколоть у нее кусочек территории. Пришел Гамсахурдиа — Грузия потеряла Южную Осетию. Пришел Шеварднадзе — ушла Абхазия. Теперь в Грузии президент Саакашвили. Неужели на очереди Аджария?


Перед автомобильным мостом через реку Чолоки на административной границе Аджарии стоит одинокий полицейский пост. Стражи порядка проверяют наши документы и сообщают, что машину надо оставить здесь, дальше придется идти пешком. Идем минут 10 по абсолютно безлюдному мосту. Сразу за мостом возбужденная толпа, человек 300—400, над ними государственный флаг Грузии и синие с золотыми звездами флаги Аджарской автономии. Тем самым участники митинга одновременно демонстрируют и свою лояльность центру, и поддержку главы автономии. Это митинг сторонников Аслана Абашиде, он идет днем и ночью с тех самых пор, как в минувшие выходные в Аджарию пытались прорваться “деструктивные элементы”, как их здесь называют, из Тбилиси в сопровождении спецназа. Известно, что некоторые представители властей Грузии уже давно планируют в Аджарии “народную революцию” по примеру тбилисской. “У нас тоже есть народ”, — ответил этим людям Абашидзе. И аджарский народ пришел в Чолоки.

* * *

Военная техника и подразделения силовых структур Грузии ждут своего часа недалеко отсюда, в Поти. Все надеются, что этот час никогда не наступит. Проводить военную операцию против Аджарии очень непросто: по суше сюда ведет несколько дорог, которые, как и трассу у Чолоки, легко заблокировать. Даже если военная техника и прорвется, дальше ей придется идти через горные перевалы, а на этих узких петляющих по горам дорогах уничтожать ее смогут даже мальчишки, вооруженные бутылками с зажигательной смесью. Аджария уязвима только со стороны моря и с воздуха.

Сразу за митингом — затейливый лабиринт бетонных блоков, блуждая между которыми любой незваный гость чувствует себя лабораторной мышью. В специально оборудованных “гнездах” затаились бронемашины. Стволы их орудий направлены в сторону Чолоки. Между всеми этими укреплениями слоняется несколько сотен вооруженных людей. Абашидзе и не скрывает, что населению автономии действительно раздается оружие. “Что вы хотите, — сказал он корреспонденту “МК”, — чтобы люди были безоружными перед теми, кто придет их убивать?”

— Мы надеемся, конечно, что вооруженного столкновения не произойдет, — говорит житель Батуми ополченец Гизо. — Аджарцы — это не отдельная нация, это те же грузины. Страшно, если грузины начнут стрелять в грузин.

Так же думают многие “на той” стороне. Во всяком случае, есть информация, что несколько воинских частей уже заявили о неподчинении властям в случае проведения военной операции против Аджарии. Однако увиденное на границе у Чолоки до боли напоминает виденное уже не раз в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Так начинались все войны за “территориальную целостность”, приводившие потом к отпадению мятежных территорий. Сценарий схож — финансовые и таможенные конфликты, расформирование из центра местных структур и отмена решений местных властей, потом — перекрытые трассы, комендантский час, вооружение населения, экономическая блокада. Но пока еще идет “противостояние нервов”: с чьей стороны прозвучит первый выстрел, на того и ляжет ответственность за новую гражданскую войну в Грузии.

* * *

Блокада, которая введена со вторника, уже сказывается на жизни населения. Помимо железной дороги и автомобильной трассы полностью блокированы морской порт и аэропорт. В Батуми закрыты многие магазины, кафе и ресторанчики, действует комендантский час, на улицах много вооруженных людей в камуфляже, у правительственных учреждений дежурит бронетехника. Часто отключается свет. Руководство автономии организовало продажу муки по сниженным ценам, кроме того, каждая семья сейчас имеет право получить бесплатно 10 литров солярки. Так завоевывается поддержка населения, которая сейчас очень нужна Абашидзе. Но неизвестно, как долго люди смогут выносить тяготы экономической блокады. Во вторник пограничный департамент Грузии отменил рейсы 7 иностранных судов, направлявшихся в порт Батуми. Их отбуксировали в Поти. Премьер-министр Жвания объяснил, что такие меры позволят предотвратить ввоз оружия на территорию Аджарии. Сейчас прекращены практически все банковские операции на территории автономии: Национальный банк Грузии приостановил перевод денег в Аджарию, а также направил всем действующим в Аджарии грузинским банкам предписание прекратить выдачу наличных со счетов юридических лиц в автономии. Это означает, что многие аджарцы остались без зарплаты.

Но Тбилиси на этом не успокоился. Генеральная прокуратура Грузии возбудила уголовные дела в отношении 10 высокопоставленных аджарских чиновников. Среди них министр внутренних дел Аджарии Джемал Гогитидзе и министр госбезопасности Сосо Гогитидзе. Генпрокурор Грузии заявил, что все они будут объявлены в международный розыск и их личные банковские счета будут заморожены, притом не только в Грузии, но и за рубежом. Оба министра — близкие родственники покойной жены Аслана Абашидзе, Магули Гогитидзе. Дела заводятся в том числе и по статье “О нарушении территориальной целостности Грузии”. На фоне всех этих действий в Батуми в среду прибыла спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе — искать компромисса. Возможно, впрочем, что “мирные переговоры” — всего лишь отвлекающий маневр и Тбилиси не отказался от силового варианта в отношении автономии. Тем более что вчера была распространена сенсационная информация, будто всерьез рассматривается возможность проведения “точечной спецоперации” по нейтрализации Абашидзе. Если это произойдет, то в течение ближайших 48 часов.

Впрочем, глава автономии не казался слишком взволнованным перспективой своего возможного устранения, когда вечером во вторник на приеме в честь прибывшего в Батуми Юрия Лужкова поднимал бокал со знаменитым “Саперави” местного производства за настоящих друзей из России, не покинувших его в трудную минуту.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру