Операцию “Оборотни с жезлами” в МВД готовили уже давно. О том, что в ГИБДД начнется глобальная чистка, “МК” предупреждал еще в феврале. А саму операцию сотрудники Главного управления собственной безопасности МВД начали готовить аж год назад. И вот теперь в сети “внутренней полиции” попалась крупная рыба. “МК” узнал подробности беспрецедентной по своему размаху акции по чистке рядов автоинспекции, прошедшей в понедельник и вторник в Москве и окрестностях.
Команда “фас” была дана позавчера ближе к обеду. Но “брожение умов” началось еще в конце прошлой недели. “Готовьтесь, — предупредили нас опера. — Понедельник будет интересным днем”. Ближе к вечеру силы ГУСБ мобилизовались, и в половине седьмого вечера началась крупномасштабная операция по изобличению гаишных “оборотней”.
Приглянувшееся авто угоняли при помощи ультрасовременных средств профессиональные угонщики. Краденую машину до безопасного места сопровождали гаишники в штатском, иногда с радиостанциями. За рулем краденой машины сидел так называемый студент — ничего не подозревающий водитель. Он за 200—300 долларов перегонял тачку в подпольный цех по перебивке номеров в Подмосковье. Затем машина легально ставилась на учет в ГИБДД, “оборотни” оформляли на нее новые документы и перепродавали своим коллегам-милиционером.
Одновременно 30 оперативных групп начали задержания и обыски в офисах ГИБДД и в квартирах отдельных служивых. Хотя первые аресты состоялись еще на прошлой неделе. Правда, не в Москве, а в Нижнем Новгороде. В “расстрельную” команду попал бывший сотрудник ГАИ города на Волге, а ныне руководитель транспортной фирмы “НТК-2000” Александр Леньшин. В его загородном доме нашли 15 тысяч долларов наличными, 4 иномарки, числящиеся в угоне (их умудрились втиснуть в трехместный гараж), и 20 поддельных документов на машины разных марок.
Проверив фальшивые техпаспорта на машины, опера невольно ахнули. Их выписали в... 6-м отделении МРЭО Северо-Восточного округа столицы, практически обезглавленном после массовых арестов в конце прошлого года.
А 24 мая пришел черед Москвы. Опергруппа отправилась на север столицы, на станцию метро “Бабушкинская”. Именно там сотрудники ГУСБ провели контрольную закупку угнанного автомобиля “Фольксваген-Пассат”, уже четвертую по счету. До этого у “оборотней” купили два “Гольфа” и опять же “Пассат”. “Зачем понадобилось делать аж три закупки? Не были до конца уверены в успехе”, — рассказывают “МК” оперативники ГУСБ.
Хотя кое-какие шероховатости в ходе операции все же были. Сначала встречу назначили на утро, потом — на час дня. Один из посредников, главный “ключник”, житель подмосковного Пушкино Сергей Холод (у него хранились ключи от угнанных машин), накануне малость перебрал и никак не мог привести себя в порядок. Ему даже вызывали врача с капельницей. В итоге встречу в метро назначили на 18.00. На “стрелку” приехал оперативный дежурный 3-го спецбатальона ДПС капитан Александр Морозов (по графику у него как раз был выходной). “Покупатель” передал Морозову 4300 долларов. “Тебя отвезут за товаром”, — небрежно бросил капитан и “перепоручил” сотрудника ГУСБ своим подручным — членам мурманской преступной группировки Сергею Зайцеву, Олегу Курапову и Дмитрию Грабовскому. Квартет отправился на автостоянку на улице Корнейчука. Там оперативнику передали ключи, техпаспорт на “Гольф” 2000 года, угнанный зимой. На этом операция закончилась: всю троицу скрутили. Морозова взяли на станции “Медведково”, куда капитан приехал после встречи (собирался домой). Офицер умолял не снимать его.
Пока первая группа оперов вязала продавцов, еще одна бригада ворвалась в здание УГИБДД Москвы, где в кабинетах трех должностных лиц произвела выемку документов.
“Управление словно вымерло. Все разбежались, как тараканы”, — так описал один из сотрудников ГИБДД то, что творилось вечером в понедельник на Самотечной. Впрочем, и сами корреспонденты “МК” могли в этом убедиться. “Мы как увидели в коридоре людей с телекамерами, сразу все поняли. И домой побежали”, — делились впечатлениями работники низовых подразделений. В итоге встречать оперов было по сути некому: практически все руководители, за исключением одного заместителя начальника управления, отсутствовали на рабочих местах под различными благовидными предлогами.
Шерстили двух замов начальника управления и инспектора отдела учета автотранспорта майора Юрия Морозова, который, по оперативным данным, помогал оформлять липовые документы. Обыскать хотели и рабочий стол подчиненного Морозова Алексея Козина, но гаишник, видимо, что-то почуял и пару недель назад ушел на больничный. В понедельник оперативники лишь потоптались у его дверей. Но ближе к вечеру Козин объявился сам. “Я готов сдаться, — сказал он по телефону операм. — Но не бескорыстно”. По нашей информации, допоздна Козин вел переговоры об условиях явки с повинной, а во вторник как ни в чем не бывало появился на своем рабочем месте. Вчера перед подписанием номера к нему отправились оперативники ГУСБ.
С задержанием Морозова все вышло проще. Его брали по “схеме Тараторина” — сотрудника МУРа, также арестованного по делу “оборотней”. Майора вызвали к начальству — в кабинет замруководителя ГИБДД Москвы Островского. “Есть ли у вас машина?” — спросил майора человек в штатском. Тот пробормотал что-то невразумительное. “Тогда выверните, пожалуйста, карманы”. В карманах оказалась целая груда ключей от машин, в том числе ключ от допотопной “Нивы”, которой официально владел работник ГИБДД. А кроме того... ключи от “Тойоты-РАФ4”, также числящейся в угоне. Дальше состоялся следующий диалог:
— Откуда столько ключей?
— Друг дал покататься.
— Как друга зовут?
— Не могу ответить. Не знаю. Забыл.
Затем Морозов долго перечитывал записную книжку мобильника. Много думал. Наконец друга вычислили. Зовут Александр, живет в Пушкино.
“Что нашли-то?” — спросили мы в ходе обыска одного из оперативников на выходе из здания. “Автоматы и ящик с гранатами”, — мрачно сказал он. Впрочем, в ГУСБ и не скрывали: шансов найти улики в офисе на Самотеке мало. “Оборотень” нынче пошел сообразительный и таких явных промахов не допускает.
Куда больше сотрудникам ГУСБ повезло в 3-м батальоне спецполка ДПС УГИБДД Москвы, что на Дмитровском шоссе. Здесь обнаружили три джипа, числящихся в угоне, причем одним из них пользовался не кто-нибудь, а заместитель командира спецполка ДПС Александр Томчук. Еще шесть похищенных автомобилей нашли в гаражном комплексе в подмосковном Реутове. Здесь “отмывкой” краденных машин занимался Артем Прожевин, бывший сотрудник милиции. В его гараже нашли 6 иномарок, в том числе красную “Феррари” стоимостью в 150—200 тысяч у.е. (“Раритет, 1957 года выпуска”, — хвастались опера.) Наконец, в Пушкино обнаружился цех по перебивке номеров, которым заведовал “запойный” Холод. Кстати, профессиональный угонщик. Там же обнаружился и тот самый “друг” Морозова.
“Мы друг друга так и называли — “оборотни”, — так шутит сквозь слезы один из задержанных сотрудников ГАИ. — Обращались: тебе, мол, как “оборотню”, машину отдаем почти задаром”. Хотя, если сравнивать компанию автоинспекторов с “оборотнями” из МУРа, нынешние явно скромнее. В этом журналисты убедились, побывав на обысках.
— А чего вы пришли? Про вас всех по телевизору все рассказали! — слегка огорошила оперативников жена одного из задержанных, когда к ней пришли с обыском. И любезно пригласила стражей порядка пройти: — У нас все равно искать нечего...
И действительно, большинство членов банды жили скромно. За исключением разве что нижегородца Леньшина, у которого при обыске описали особняк и участок общей площадью 1000 кв. метров! Весь двор “бизнесмен” обложил керамической плиткой. Майор Юрий Морозов до такого уровня роскоши не дорос. Хотя и у него квартира весьма приличная: одна ванна стоит минимум 4 тысячи долларов, а в столовой гарнитур из натурального бука! И это при том, что офицер в ГИБДД занимается всего-навсего отслеживанием и учетом техпаспортов на машины (зарплата — около 7000 рублей). Но очевидно, что на служебную деятельность у оборотней времени почти не оставалось. Оперативники смеха ради подсчитали, что другой Морозов — Александр — отдавал себя работе всего лишь... 37 секунд в сутки! Остальное время он занимался торговлей крадеными авто.
Скромно живет и заместитель руководителя 3-го спецбатальона Александр Томчук. На него зарегистрировано лишь двое “Жигулей” (7-й и 99-й модели), а также “Шевроле-Блейзер”. Правда, ему обвинение не предъявлено.
Вчера утром Александр Томчук находился на своем рабочем месте. И любезно согласился ответить на вопросы “МК”.
— Александр Павлович, говорят, вы ездили на одном из угнанных джипов, что обнаружились на территории спецбатальона ДПС...
— У нас много чего говорят и много чего пишут. Если бы я ездил на угнанном автомобиле, я бы уже давно находился в другом месте.
— Вам обвинения предъявлены?
— Никаких. Работаю как работал.
— Но какие-то претензии к вам у сотрудников собственной безопасности все-таки есть?
— Пока нет, но, поскольку на территории еще проводятся соответствующие мероприятия, какие-то вопросы, возможно, будут.
Итог грандиозной операции — девять задержанных, в том числе шестеро сотрудников милиции и двое гражданских. Нескольких человек уже отпустили под подписку о невыезде. Изъято 22 угнанных автомобиля, несколько десятков поддельных номеров (их хранил у себя Юрий Морозов — и в кабинете, и в личной машине, и дома — разве что не под подушкой). Установлено, что каждый день банда продавала по 4 угнанных машины за 20 процентов рыночной стоимости. Иномарки уходили в основном на юг (на Кавказ), в Польшу и Италию, где к таким мелочам, как “чистая” биография машины, относятся легко. Например, покупателей не смущало, что на двигателях иномарок перебиты номера двигателей, и это легко обнаружится при первой же тщательной проверке. Кстати, как раз в эти дни готовилась отправка партии из 15 краденых машин в Ингушетию (оттуда поступил заказ). Но эта сделка уже не состоится. Расплачивались за авто, между прочим, не всегда деньгами — иногда передавали в вечное пользование суперсовременные технологии по перебивке номеров на агрегатах “железных коней”.
Занятно, что покупали машины в основном свои люди — те же сотрудники ГАИ или милиции. А уже потом либо сами ездили на чужих авто, либо отправляли за пределы столицы. В том числе и на работу. Опера рассказывают, что до 30 процентов машин, ежедневно паркующихся у здания ГИБДД на Садовой-Самотечной, — угнанные. Кстати, вчера, узнав об арестах, многие владельцы “паленых” иномарок бросились добровольно сдавать свои машины.
Бригада предпочитала воровать “Фольксвагены” и “Ауди”. Да это и не удивительно. “Пассат” — безусловный лидер по угонам среди иномарок. Только за прошлый год в столице похищено 728 машин этой марки старше трех лет и 355 новых. Вторыми после “Фольксвагена” в рейтинге угонов числятся автомобили фирмы “Ауди”. Большая часть ворованных “Ауди” (до 60%) — до 2001 года выпуска. Между тем, что касается именно “Ауди-А6”, то угонщики предпочитают новые экземпляры этой модели. За 2003 год было украдено “Ауди-A6” старше трех лет 239, а новых — 443 единицы.
Между прочим, помимо обвинений в кражах и подделке документов “штатским” членам банды грозит еще и обвинение в разбойных нападениях на водителей-дальнобойщиков. Они подкарауливали шоферов на трассе, вырубали ударом по голове и угоняли фуры.
Как пояснили “МКмобилю” в ГУ ГИБДД МВД России, операция носит плановый характер, и разработка коррумпированных служивых велась без малого полтора года.
— По сути это звенья одной цепи, — делится с корреспондентом источник из ГУ ГИБДД МВД РФ. — 6-е отделение МРЭО северо-востока столицы, задержана банда “оборотней в погонах” во Ржеве... Любая операция по разоблачению нечистоплотных сотрудников в наших рядах носит затяжной характер, поскольку требуется собрать достаточное количество улик.
Однако в ГУСБ с нами шепотом поделились, что к былым задержаниям это не имеет никакого отношения, и сегодня оперативники Главного управления собственной безопасности проверяют все столичные и подмосковные МРЭО и МОТОТРЭР. Не исключено, что уже в ближайшее время полетят погоны с крупных гаишных чинов.