Лесной человейник

“Ну, теперь никто не посмеет обижать муравьев!” — решили мы после того, как в “МосКовии” 2 июня был опубликован материал “Федерация осинового пенька”. Муравьи — тоже люди. Как бы не так! Уже на следующий день в редакции сидели Светлана и Александр Березенко. Лесники, которых уволили с работы за то, что они хотели защитить от истребления мурашей.

Светлана и Александр — люди верующие, последователи отца Александра Меня. В лесное хозяйство пришли работать, что называется, по зову сердца. Начиналась эта история, с одной стороны просто сказочно.

Пару лет назад семья молодых москвичей перебралась в Ленинский район. Уголок этот по праву считается райским: поселок, где обосновалась чета, граничит с природно-историческим заповедником “Горки”. Однако очень скоро состояние заповедных дубрав повергло новоселов в уныние. Красавцы дубы, которыми славятся “Горки”, весною и летом стояли голые: листву на них подчистую сожрали вредители. Картину довершали свалки в лесу. И Березенко начали бить тревогу, стучась в различные природоохранные организации. Причем делали это с таким набатом, что получили неожиданное предложение.

“Учитывая вашу озабоченность состоянием лесов заповедника “Горки”, — прислали им официальную бумагу из Государственной лесной службы, — предлагаем вам принять участие в деле охраны природы в качестве общественных инспекторов заповедника”.

“Мы согласны!” — воскликнули Березенко и пошли туда, куда их послали, — в спецлесхоз “Горки”. Там их встретили как родных и зачислили в штат. Но только не общественными инспекторами: Светлану — лесником, Александра — пожарным сторожем.

Березенко живо мобилизовали на уборку от мусора лесных территорий православных прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы, что в Москве, устроили несколько субботников. Привлекли протестантов. На собственные сбережения приобрели мотороллер с прицепом, чтобы было сподручнее вывозить хлам. Администрация лесхоза смотрела и радовалась. Дважды награждала Светлану и Александра премией. Однако идиллия длилась недолго.

— Случайно нам стало известно, — рассказывает Александр, которого спустя два месяца тоже сделали лесником, — что в 31-м квартале лесничества находится государственный памятник природы — комплекс гнезд рыжих муравьев лиственной расы. В паспорте памятника были перечислены меры, которые надо предпринимать для сохранения популяции. Прежде всего требовалось ввести ограничение на пользование проселочными дорогами, проходящими через квартал. Мы выехали осматривать муравейники и ужаснулись: “левая” дорога проходила прямо по головам мурашей! Недолго думая Александр загородил “трассу” шлагбаумом. И тотчас получил втык от начальства. Шлагбаум заставили снять и строго предупредили. За короткое время работы Березенко просекли тамошние порядки: нарушать природоохранное законодательство нельзя никому. Но по “бескорыстной” договоренности с работниками лесхоза — можно. Сто метров контрабандной дороги, по всей очевидности, лежали на совести садоводческого товарищества “Эскулап”, принадлежащего соседнему санаторию. Наплевав на корпоративную солидарность, Березенко снова стали стучаться в двери высоких чиновничьих кабинетов. Но отношение к их энтузиазму уже было иным.

“Факты не подтвердились”, — сухо проинформировал жалобщиков начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Московской области Н.В.Гаранькин. Кстати, в мае этого года за многочисленные злоупотребления Н.В.Гаранькина с треском освободили от занимаемого поста. А пока рука руку мыла. В справке, составленной лесхозом, утверждалось, что в результате автодорожного наезда памятник природы не только не пострадал — напротив, популяция муравьев волшебным образом увеличилась! А в декабре 2003 года после 7 месяцев работы Александра уволили — “за недостаточную квалификацию”.

Впрочем, суд восстановил его на работе. Но возвращаться желания не возникло. Зимой 2004-го чета Березенко все же добилась, чтобы на место выехали инспектор из ведомства г-на Гаранькина вместе с сотрудником природоохранной прокуратуры. На этот раз факт отсыпки дороги “неизвестными лицами” был запротоколирован. Указывалось, что нарушение статей закона допущено руководством ГУ ПИЗС “Горки”. Но и только. На этом расследование и закончилось. “Левая” дорога функционирует по сей день, мураши гибнут, а вместе с ними деградирует лес.

— Любое живое существо должно получить помощь, — убежден Александр. — Муравьи живут не сами по себе. Посмотрите на их социальную организацию: людское сообщество еще не живет по принципу взаимовыручки, как они.

Но это как сказать. Муравьи — все ж не люди. Им до нас пока далеко.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру