26 июня Геннадию Зюганову стукнет 60. День рождения у лидера КПРФ будет несколько нервным, ведь судьбоносный съезд, на котором станет известен ответ на почти гамлетовский вопрос — быть или не быть Зюганову лидером КПРФ, — состоится только через неделю после юбилея вождя.
Ситуация между тем сложилась в КПРФ нешуточная. Обычно левые предпочитают устраивать разбирательства в закрытом режиме — на пленумах и съездах. Но на сей раз ряд членов ЦК откровенно взбунтовались и начали активно обличать Зюганова и К° в СМИ. Последние две недели ознаменовались появлением двух обращений с призывом отправить вождя в отставку. А вчера перед входом в офис “Интерфакса” (там проходила пресс-конференция Геннадия Андреевича “навстречу съезду”) журналистов отлавливали незнакомки и вручали третье по счету антизюгановское обращение, подписанное семью членами ЦК.
“Если на съезде кто-нибудь из делегатов предложит рассмотреть обращение с призывом отправить вас в отставку, вы поддержите их инициативу?” — поинтересовалась я у Зюганова. Он заулыбался. У него вообще был вид человека, который абсолютно уверен в себе.
“Омоложение руководящего состава КПРФ свершилось”, — сообщил меж тем соратник Зюганова Валерий Рашкин с такой гордостью, будто компартия повторила все 12 подвигов Геракла. Как выяснилось, омолодилась партия на 23%, и сейчас средний возраст комначальников, по словам секретаря ЦК, стал равняться 44 годам.
Когда же Зюганов, касаясь выступающих против него партийцев, в который раз стал говорить, что они продались “денежному мешку” Семигину, журналисты усомнились в том, что некоторые люди, стоявшие у истоков создания КПРФ, могли продаться. “Мало кто думал, что Горбачев предаст Советский Союз, что Ельцин окажется предателем, — парировал Валерий Рашкин. — К сожалению, идет трансформация наших товарищей”.
У одного из “трансформеров”, секретаря ЦК Сергея ПОТАПОВА, мы взяли мини-интервью.
— Вас лично чем не устраивает Зюганов?
— Свой политический пик Зюганов прошел в 1996 году. Сейчас он багровеет и бронзовеет.
— И это все ваши аргументы?
— У нашей партии устаревшая программа. Мне стыдно, что она начинается со слов: “Партия стоит на пороге третьего тысячелетия”. Да мы уже четыре года в третьем тысячелетии живем, а КПРФ только на пороге стоит! В стране проходят забастовки, КПРФ должна откликнуться, однако партии как будто ничего не нужно.
Но, по большому счету, в этой ситуации фигура Зюганова меня волнует меньше всего. Опасность представляет то окружение, которое паразитирует на нем.
— Как же оно паразитирует?
— Перед думскими выборами решили: проигрываем — руководство партии уходит в отставку. Но пленум в декабре это предложение не поддержал. Когда стали обсуждать причины поражения, выяснилось, что вся тяжесть вины ложится не на полководцев. Ее перенесли на низы. Я предъявил 14 претензий по поводу того, что именно мы сделали на выборах не так. Думал, их обсудят. А что вышло? Началась охота на тех людей, которые вместе со мной эти претензии высказали.
— Одна из претензий в адрес Зюганова — что он и его окружение продавали места в партсписках олигархам. У вас есть доказательства, что их продавали?
— Сколько было получено денег, не знаю, но, думаю, $30—35 млн. минимум.
— Насколько, по-вашему, вероятно, что Зюганова не переизберут лидером КПРФ?
— Я надеюсь на мудрость коммунистов, и в том числе на мудрость коммуниста Зюганова — что он сам уйдет.
Р.S. Вчера Иван Мельников сообщил, что компартия в ближайшее время намерена инициировать проведение референдума, который будет касаться грядущей замены льгот на денежные компенсации.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь БУНИН, глава Центра политических технологий:
— У меня ощущение, что КПРФ в лучшем случае сможет остановить свое падение — ввиду консерватизма, традиционализма, идеологической привязанности к СССР, возраста лидеров. Сейчас страна нуждается в силе, которая могла бы возглавить социальный протест. Но я сильно сомневаюсь, что эту роль возьмет на себя КПРФ. Скорее это будет ЛДПР или “Родина”. Что касается Зюганова, то как политическая фигура Зюганов не состоялся, его рейтинг низок. Сейчас он пытается проводить управляемое омоложение руководства. Смысл его, как мне кажется, заключается в том, что Зюганов на съезде уступит один из своих постов — или лидера партии, или лидера фракции — Сергею Решульскому или Ивану Мельникову. То есть людям, которые входят в его команду.