За четыре дня до “Мегахаус-Festa” в Лужниках его главные действующие лица заняты, конечно, плотным репетированием подготовленных для него специальных программ и эксклюзивных сетов.
— главный comeback 2004-го — выйдет из безмолвия на сцене “Мегахаус-Festa”. Конечно, прежде сплюнуть надо трижды через левое плечо: Маша — девушка не то что непредсказуемая, она нынче — квинтэссенция всех известных панк-рок-альтернатив-див со всеми вытекающими (космичность Жанны Агузаровой и экспрессия Нины Хаген отдыхают). Тем не менее за четыре дня до “Мегахауса” Маша занята упорными репетициями концертной программы из пяти свежайших шок-рок-творений, главное из которых — “Х... войне!” — уже вышло ограниченным тиражом на каком-то сборнике. Но так и не было поддержано московскими радиостанциями, даже самые продвинутые из которых, облизываясь на актуальнейший мрачно-электронный фирменный саунд трэка (сварганенный какими-то моднючими прибалтийскими аранжировщиками), не смогли-таки пойти на скандальную “неформатность”. А вот “Мегахаус-Fest” на нее с радостью идет. Ибо, как сказала давеча Земфира, новая Маша Макарова — чуть ли не самое интересное, что появилось за последний период в нашей музыке.
однозначный “свежий всплеск” нынешнего лета, полностью переместившись наконец в Москву из места зарождения — Нижнего Новгорода, раскочегаривается перед “Мегахаусом” на тусовках и вечеринках московского кинофестиваля. Русский бэнд с концептуальным названием был сразу же представлен прилетевшему гражданину суперVIPу Квентину Тарантино, коего, в контексте отношений с девушкой-звездой Умой, солист “Умы Турман” Вован разно-всячески склоняет в одноименной песне (“Тарантино — здоровенный детина, пьяная скотина” и т.д.). Песню эту автору “Килл Билла” спели на фестивальной церемонии открытия: товарисч долго поощрительно ржал над переводом. Тысячи зрителей “Мегахаус-Festa” в это воскресенье, видимо, тоже поржут и попляшут как под разудалый хит “Прасковья”, так и под остальной расхристанно-прикольный сет “Умы Турман”.
Народные рэперы готовят к “Мегахаусу” новую песню “Сестра” из записываемого к осени очередного альбома. Говорят, ценители высокой поэзии умоются благородными слезами: лирика “Касты” становится все отточенней и глубже, а хип-хоп-мэссиджи — все пронзительней и драматичней. “Сестра” — жесткая история про инцест, рассказанная высоким слогом, достойным аж поэзии Серебряного века. Ну — послушаем.
заявила давеча в “Тотальном шоу MTV”, предваряющем “Мегахаус-Fest”, что намеревается преобразовывать русский рок посредством внедрения в него... секса. Всеми доступными, надо полагать, способами. Судя по тому, что девушка Мара выделывала на стриптизерском шесте в видеоролике “Холодным мужчинам”, — потенциал ее в этом секс-внедренческом смысле превеликий. Ну, поглядим-посмотрим. Как, стало быть, справится с задачей. Аккурат перед “Мегахаус-Festoм” дружественное нам “Радио Максимум” вот приняло в объятия Марину песню “Sex”, опять же... Все прям как-то возбудились-оживились...
за текущую неделю сверхскоростно преодолеет расстояние от первого выхода на публику (на “Максидроме” в Земфирином, разломившем “Олимпийский” пополам сете Корней, представленный рок-героиней, весьма неплохо исполнил свой “Воздух”) до почти сольного концерта в рамках “Мегахаус-Festa”. Корней — главная интрига прошлого года: все знали, что Земфира отрыла в недрах Интернета некоего самородка, переселила его из Донецка в Москву и стала всячески способствовать записи его дебютной пластинки. Пластинки тем не менее спустя год не последовало. Поскольку — перфекционисты. Что один, что другая. Доводить до совершенства — это образ жизни.
— Мне очень приятно, что предоставился шанс дать возможность высказаться такому человеку, как Володя (Корней — псевдоним, производная от фамилии. — К.Д.).
— Его альбом, надо полагать, вы уже практически закончили?
— Альбом сделал он сам. Сразу оговариваюсь: я принимала в нем весьма косвенное участие. Изначально у меня с Корнеем была та же ситуация, что когда-то у Ильи Лагутенко со мной (Лагутенко помогал Земфире записывать первую пластинку, как известно. — К.Д.). Я тогда вставала на дыбы (при попытках чрезмерного вмешательства в процесс. — К.Д.), и Корней встал — и я послушно отошла в сторону. И решила: пусть он будет он, я буду я, ну и так далее.
— Но между вами случилось сильное человеческое взаимодействие и взаимовлияние?
— Мы как-то свыклись, спелись, притерлись друг к другу...
— Корней же четыре месяца ездил с тобой как басист группы “Zемфира”...
— Более того, я надеюсь, что он продолжит такое сотрудничество со мной и дальше. Меня, возможно, и подкупила в нем его многофункциональность. С одной стороны, я могу к нему апеллировать как к басисту группы, с которой я играю. С другой — могу с ним запросто разговаривать как сонграйтер с сонграйтером. С третьей — как певец с певцом. Я уверена, что этот парень заслуживает внимания, а купят его пластинки в огромных тиражах или нет — это вопрос следующий. Он очень хороший парень, музыкальный парень... Очень добрый. Пока не загноившийся, это очень важно.
На “Мегахаусе” Корней и покажет, на что он способен (включая большую часть предстоящей пластинки).
помимо специального концерта готовят на “Мегахаусе” широкомассовую премьеру (на огромном плазменном экране) новейшего видео “Южная ночь”, съемки которого закончились две недели назад в Одессе, а сейчас совершается скоростной ночной монтаж, дабы успеть к 27 июня. Собственно у группы невменяемо плотный гастрольный график (15 концертов в месяц), возвернется Рома Зверь в Первопрестольную аккурат к “Мегахаус-Festy”, и потому некоторые вопросы адресуем к “зверевому” продюсеру Александру Войтинскому.
— Ты же знаешь, что говорят про “Зверей”: примитивизм, по-любому — герои на один день, через полгода о них уже никто не вспомнит... По моему разумению, ваш примитивизм — это все же игра, это стайл такой, сознательное упрощение подхода... На самом-то деле вы не так просты, как кажетесь с виду?
— Знаешь, как бывает: ты пытаешься заговорить в незнакомой компании с человеком. Естественно — на своем уровне. А в ответ слышишь нечто, из чего делаешь вывод: надо сдвигать этот уровень, а то никакого коннекта не будет. И ты заговариваешь по-другому, и тогда тебя начинают-таки понимать. Вот какие-то рокеры, некие люди, принципиально верящие в свое предназначение и в свое творчество, встретившись с непониманием публики, предпринимают другой шаг — они не меняют язык, а говорят: ладно, не буду с вами общаться. И находят себе другую публику. Ах, ты не знаешь, что значит слово “дежа вю”? Извини, брат, но я с тобой разговаривать не буду. Ты мне не нужен, а нужен тот, кто в курсе, пусть таких и немного.
У нас же не такая условно-рокерская модель поведения. “Зверям” общение с большой аудиторией дороже. Надо разговаривать со всеми людьми, а не только с теми, кто знает умные слова и может расслышать гармонические ходы. Я как-то смотрел “Сталкер” Тарковского в Кинотеатре повторного фильма: девять десятых зала встало и ушло. Я же тогда сидел: еще был из тех, кто остается в зале в такой ситуации. Но если все выйдут — это ведь будет уже не кино, а лишь цветные пятна на растянутой простыне. К тому же “Звери”, конечно, стали заложниками теперь уже выбора радиостанций. Когда мы, допустим, с песнями “Игра в себя” или “Фабрика грез” обращаемся туда, слышим: стоп-стоп, это мы никогда крутить не будем. Давайте нам что-нибудь попроще... “Фабрика грез” ведь и музыкально, и текстово гораздо сложнее вещь, чем раскрученные песни. “Игра в себя” — вообще сложно-напряженная песня: про психологические проблемы взаимоотношений артиста с самим собой. Но “Русское радио” с “Европой плюс” — ни в какую: не будем крутить песни более сложного уровня, давайте нам “Южную ночь”...
— А забить на претензии попсовых радиостанций вы не пробовали?
— А как же мы можем выйти на большую аудиторию, если ограничиться только “Нашим радио”? Критика, конечно, поддерживает такую позицию: нельзя идти на поводу у публики...
— Конечно, публику все же надо пытаться вести за собой, играть с ней в свою игру! Ну да ладно. У “Мегахаус-Festa” в этом году слоган: “Свежая кровь”, люди, свежие в каких-то своих проявлениях. В чем “свежесть” “Зверей” на твой взгляд? Кто-то язвительно шутит про “Зверей” — дурная кровь...
— У “Зверей” кровь очень свежая, она — бурлит. Рома делает ведь все без оглядки на то, что ПОЛОЖЕНО, понимаешь. Ведь в роке — и на том же “Максидроме” это ясно было видно — все, за исключением хэдлайнеров уровня Земфиры, складывается в такую однообразную музыкальную жвачку. Но их, рокеров, за это не будут ругать, поскольку они выполняют условия, соблюдают законы этой самой рок-музыки. Правда, этого недостаточно, чтобы широкие массы этих рокеров любили, недостаточно, чтоб было людям интересно это слушать. Рома живет без оглядки на эти рок-каноны, он понимает, что делает неположенные для рок-жанра вещи. Понимает, что его могут обвинить, сказать, что он — попсовик, что — вообще дурак. Он прекрасно это осознает: делая что-то для большого числа людей, невозможно отмыться от попсоватости. Он осознает, что идет под удар, и для него это поступок. Ведь Рома пришел сюда, ощущая себя рокером, он играл в Таганроге песни весьма сложные, у него любимая группа: “Sonic Youth” — вообще черт ногу сломит, изысканный тяжелый английский рок. Он весь оттуда родом, и для него такая упрощенность слов и музыки, как в “Зверях”, — это поступок.
— Иными словами, Рома Зверь может и по-другому, но делает эдак.
— Может, конечно. Проще и спокойнее, кстати, говорить сложными словосочетаниями. Но надо ведь, чтоб каждый понял, о чем ты. Почему Пушкин остался в истории? Потому что он так сделал: вдруг во времена всяких там высокопарных херасковых перешел на разговорный язык. Почему Моцарт остался: простые, легкие, веселые, очень понятные мелодии вдруг стал писать — на фоне Сальери, который ведь очень красивую музыку делал, настоящую, как сейчас бы ее назвали критики. Настоящую рок-музыку. А Моцарт — дурость какую-то, попсу...
От канонов рок-музыки, кстати, “Мумий Тролль” тоже отошел чуток, но все равно остался по ту сторону (хотя к слову “рок” у него и добавилось “попс”). А Рома перешагнул, он уже с этой стороны. И, конечно, группа “Звери” испытывает большие проблемы из-за того, что она и не там, и не там. Свой среди чужих, чужой среди своих: для рокеров Рома попсовик, для попсовиков — рокер. Потому на попсовой церемонии “МузТВ” ему дают премию “Рок-группа года”, а у рокеров на премии “Поборол” (церемония рок-награждения “Нашего радио”) ему ничего никогда не дадут. Потому что он каноны не соблюдает. (Хотя на “Нашем радио” его и крутят, нуждаясь в рейтингах.)
Более сложные произведения группы “Звери”, не засвеченные в радиоэфирах, можно будет сполна услышать на специальном концерте в финале “Мегахаус-Festa” 27 июня.
Кстати говоря, для тех (журналистов), кто не в силах дотерпеть до воскресенья, подкидываем эксклюзивную возможность увидеть и пообщаться с тремя героями “Мегахаус-Fest’a-2004: “Свежая кровь”.
Корней, группа “Ума Турман” и герой хит-парадов Рома Зверь предстанут пред ваши светлы очи на предфестивальной пресс-конференции 24 июня в 18.00 в клубе “Б-2”. Ну и там же услышите все концептуально-значимое от Капитолины Деловой и ее специального гостя.
Телефон для аккредитации: 8-901-750-14-64 (PR-агентство Вячеслава Петкуна).