Смерть мохнатой рыбки

Наши родители вспоминают пионерские лагеря как одну из самых радостных страниц детства. Рассказывают нам, как они выходили на построение, как пели песни у костра, как работали вожатыми. Современные дети такого пафоса лишены. Больше нет комсомольцев и октябрят, красного флага и нерушимого Союза. А лагеря остались, пусть другие, но все же... “МК” заслал в один из них своего “казачка” — чтобы на собственной шкуре узнал, что такое организовать нынешним деткам отдых.



Работа вожатого — это прежде всего ответственность. Если с ребенком что-то, не дай бог, случится, могут и посадить. Со старшим возрастом проще, они уже чувствуют, где опасно, а где нет. А вот шестилетки, например, расползаются в стороны, как муравьи — только успевай ловить. А одна 13-летняя девочка на третий день смены попыталась выйти... через окно. Очевидцы бегали по лагерю с большими глазами и разводили панику: “А кровища-то так и хлестала, так и била ключом!” Был обыкновенный порез. Но врач ни дня за смену не сидел сложа руки, это точно.

Просто следить, чтобы ребенок не сиганул с балкона, — мало. Надо каждого поддержать, слабому помочь, наглого вырубить, всех сдружить. Девочки, особенно на старших сменах, часто приходят советоваться насчет мальчиков. Однажды мы с коллегой рулили отношения 13-летней парочки. Парень ходил ко мне, а девочка — к моему напарнику с известным вопросом “что делать?”. И выясняли различия в поведении полов. К концу смены мы были готовы сдавать экзамены на психфак.

Бывает, что приходится переквалифицироваться в психиатра. “А меня папа бьет, когда я не прав”, — спокойно рассказывает восьмилетний Костя. Ну, что ты ему скажешь? “Ты лучше моего папы, — заявил он вожатому. — Я тебя больше люблю”. Приходится держать нейтралитет: против папы никак нельзя, непедагогично.

Еще одна сложная задача — выучить имена “своих” детишек. Когда перед тобой пять Ань и четыре Миши, голова опухает. Часто ребята называют друг друга по кличкам-прозвищам, приходится выучивать и их. В нашей группе был мальчик, который требовал, чтобы его называли Косяк. Были у нас и Слон, Краб, Заяц, Цыпа — короче, зоопарк на выезде...

9.00. Каждое утро, как “День сурка”. Раньше всех будил пионерский горн. Наш лагерь был радиофицирован, и спрятаться от ненавистного звука, извещающего о начале дня, некуда. Наши же маленькие клиенты просыпались еще до сигнала и оповещали о начале нового трудового дня.

9.30. Зарядка. Ее ведут самые активные и спортивные вожатые. Дети могут пойти на аэробику, на аквааэробику в бассейн, на танцы, футбол и кикбоксинг. Каждую смену эти опции меняются в зависимости от желания правой пятки ведущих. До этого праздника жизни я за смену так ни разу и не доползла. А дети радостно занимались спортом, особенной популярностью пользовался бассейн.

10.00. Завтрак. Мои друзья сказали, что я зажралась. В смысле, слишком привередливая. Может, и так, просто моя мама очень вкусно готовит. А тетя Таня из лагерной столовой тоже, конечно, старается, но это далеко не мама. Приходилось делать честные глаза и убеждать детей, что “это очень вкусно” и “есть все-таки иногда надо”.

11.00. Занятия в группе. В каждом лагере — они свои. Зависит от темы и от подготовки вожатых. Самое сложное — сделать так, чтобы интересно было большинству. У нас эта проблема решалась просто, дети делились на так называемые профили — журналистика, дизайн, телевидение, музыка, театр, литература, танцы. Распределяли детей по группам мы еще в Москве, по их и нашим предпочтениям. Соответственно, в группе оказывались дети, умеющие и желающие заниматься этим видом творчества. И по темпераменту схожие. Дизайн и литература — спокойные, журналистика, танцы и театр — буйные.

14.00. Обед. Вожатые группируются по столам с умом. Давно работая вместе, все знают, кто что не ест. Реакция мгновенная. “Пашка, ты ведь рыбу не ешь? Давай мне”. Пашке взамен достается булочка. Самый выгодный сосед по столу — тот, кто ест только еду из магазина.

14.00-16.00. Свободное время. Раньше это называлось “тихий час”. Именно в эти два часа наши маленькие друзья могли раздолбать весь лагерь, а также свои локти и коленки. Особо активные детки организовывали свои собственные кружки, а остальные ребята с важным видом выбирали понравившуюся тусовку и присоединялись. Хитом оставался бассейн. Там тоже дежурили энтузиасты-вожатые в роли спасателей Малибу. Один раз в бассейне во время смены для детишек 6—10 лет нашли... мертвую крыску. Видимо, бедолагу занесло через канализацию. Обнаружила ее милая девочка-вожатая и на одной силе воли сдержала крик. Любопытным малюткам один вожатый сказал, что это спящая морская свинка. Второй — что это водоплавающая мышка. А третий — что это... мохнатая рыбка! Панику пресекли, крыску выловили.

В комнаты к младшим детишкам лучше не заходить. В углу “стоят” носки, в воздухе хоть топор вешай. Один раз в лагерь приехал шестилетний мальчик Вовочка. На третий день он стал неприятно попахивать. Вожатые посоветовали ему поменять носки, на что он с грустью в глазах сказал, что мама дала ему с собой только одну пару. А когда приехали в Москву, мама открыла чемодан и запричитала: “Вовочка, что же ты не надел ни одну из шести пар носков?”

16.00. Снова занятия в группе или общелагерное мероприятие. Мы с напарницей быстро выдохлись и часто работали по очереди. Одна спала, другая пахала. Хорошо, когда работаешь с человеком, которому доверяешь.

19.00. Ужин. Обнаруживается, что по какой-то странной причине в чайных ложках стали появляться... дырки. Ровные такие, кругленькие. Кто их “прогрызал”, мы так и не поняли. А вот со склада пропала дрель...

20.30. Общелагерное мероприятие. Вечер знакомства, обсуждение текстов, вечер молчания, клубы по интересам.

Через каждые два дня — дискотека. Диджей профессионально “сводит” музыку и параллельно следит, чтобы детишки не растащили диски у него из-под носа. Ребята толпами бредут к пульту с просьбой поставить то Бритни Спирс, то Эминема, то “белый танец”. Всем угодить сложно, но возможно. А иногда весь лагерь, как во времена наших родителей, собирался у костра. Пели то “Сплина”, то Визбора. Преемственность поколений.

Наверное, работа в детском лагере — это одно из самых благодарных занятий. Сколько бы за это ни заплатили, лучшая награда — счастливые глаза детей и их дружное “спасибо”. Их записочки со словами, что ты самый лучший. Главное — относиться к детям независимо от возраста как к взрослым людям. Дети ведь не маленькие дебилы, а просто взрослые невысокого роста.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру