“МК” связался с известными иностранными экспертами, которые высказали совершенно противоположные точки зрения на произошедшее.
Отто ЛАГАРХУС (пилот норвежских авиалиний в отставке, директор авиационной консалтинговой фирмы Lagarhus Consulting):
— Что стало причиной катастрофы?
— Мне кажется, что речь идет о трагическом совпадении — два изношенных самолета отказали одновременно. Версию о теракте я исключаю, ведь ни до катастрофы, ни после террористы не заявили о себе.
— Но пилоты одного из лайнеров подали сигнал террористической тревоги “7700”...
— Все могло случиться так быстро, что пилоты послали сигнал о бедствии, толком не успев понять, что произошло. То есть у лайнера мог взорваться двигатель, а через несколько секунд все было кончено. Второй самолет и вовсе разбился, не подавая сигнала о бедствии.
Дэниэл ПАЙПС, директор исследовательской организации “Ближневосточный форум” и эксперт по международному терроризму:
— Одновременные террористические акты — тактика “Аль-Каиды”. Так было в Восточной Африке в 1998 году, 11 сентября 2001 года в США и 11 марта 2004 года в Мадриде. Все указывает на то, что это все-таки был хорошо спланированный теракт, нежели одновременно случившиеся поломки.
— А почему никто не взял на себя ответственность за произошедшее?
— Главная цель террористов — не выбить для себя уступок, а запугать людей внезапными и анонимными терактами.
— Почему российские спецслужбы не торопятся признавать, что крушение самолетов — дело рук террористов?
— Спецслужбы до последнего момента будут пытаться проверить другие версии, ведь если признать, что террористы, несмотря на предпринимаемые меры безопасности, все равно захватывают самолеты, и предположить, что эти два — не последние, тогда население охватит паника. И каждый теракт — это всегда промах спецслужб, а кому приятно быть крайним? Поэтому до конца расследования будут выдвигаться обе версии.