Реки мертвых вскипают шампанским

И встретились два бесподобных грузина: Роберт Стуруа 25 ноября покажет в Москве мистерию “Стикс” на одноименную музыку своего давнего друга Гии Канчели.


...Начало пресс-конференции было омрачено легкой потасовкой между господами телевизионщиками. Оператору из Грузии не понравилось, что перед ним образовалась спина его российского коллеги. Сначала он попросил посторониться, а потом подошел, высокомерно шлепнул собрата по голове, прибавив: “Ты как с женщиной разговариваешь, козел?” (Россиянин прежде не внял просьбам телекорреспондентки из Грузии.) Отвечать кулаками москвич не стал, крикнув только “вызовите милицию”, после того как получил от грузина еще один повелительно-мягкий шлепок по лицу, от которого покачнулся, едва не уронив дорогую камеру. Угомонила буянов лишь ведущая конфы, сказав, сохраняя улыбку: “Сейчас выведу отсюда, ясно?”

Понятно, что настроение у двух маэстро — режиссера Роберта Стуруа и композитора Гии Канчели — резко упало; начали твердить, что не хотели приезжать в Москву в столь сложный политический момент, все их отговаривали...

Про мировую премьеру “Стикса” известно следующее. Музыкальный шедевр для альта-соло, хора и большого оркестра был написан Гией в 1999 году (посвящение Юрию Башмету; кстати, одно из наиболее частно исполняемых посвящений в репертуаре альтиста). Название “реки мертвых” вещь получила не сразу, говорят, Гия Александрович спросил Гидона Кремера: “Ну как бы ты назвал?” Кремер, узнав, что есть хор, узнав про примерный смысл хорового речитатива, недолго думая, бросил: “Стикс. Неплохо?”

Впрочем, когда года два назад я звонил Канчели в Бельгию, маэстро никак не мог привыкнуть к новому названию и старался не упоминать его.

...Успех “Стикса” был настолько очевиден, что Роберт Стуруа решился на постановку. Хотя Театр им. Шота Руставели в ремонтных лесах, неофициальную премьеру отыграли в физкультурном зале. Яркая и остроумная мистерия (хотя от формулировки жанра создатели уходят): ад в виде газового рожка, нескончаемый поток мучеников, трубы архангелов... Я же спросил у маэстро Канчели:

— Гия Александрович, будет ли в спектакле принимать участие тот, кому “Стикс” когда-то был посвящен?

— К сожалению, Юрий Башмет 26-го улетает в Соединенные Штаты. А вы знаете, что такие вещи планируются заранее, и, конечно, Юрий Абрамович очень сожалеет, что не выступит в спектакле в качестве солирующего альта.

— Можно ли сказать, что здесь вы выступили как драматург, поскольку актерами не будет произнесено ни одного слова?

— Нет, вряд ли. Глубокую драматургию закладывает исключительно Роберт Стуруа, режиссер. От меня же будет лишь несколько замечаний по нюансам, понятным нам обоим. Ведь сначала я и не знал, как относиться к идее Стуруа ставить “Стикс”. Смелая и сложная задача.

— Кстати, насколько я помню, “Стикс” звучит куда меньше, чем 1 час 15 минут (продолжительность спектакля)...

— Если без перерыва — “Стикс” звучит 35 минут, но в моей музыке большое значение имеют паузы. Вот они-то, а кроме них — повторы, и будут выражены как режиссерские приемы в спектакле Стуруа.

— А идея?

— Я пишу безыдейную музыку, поэтому идеи нет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру