Москва входит в гараж

И власти утверждают, что он будет “народным”

Нам так долго втолковывали, что машина не роскошь, а средство передвижения, что мы наконец в это поверили. Машин в Москве стало намного больше. А вот гаражей...

Чтобы наверстать упущенное, столичные власти приняли целевую гаражную программу, в рамках которой разработали специальную подпрограмму. Называется она гордо и размашисто — “Народный гараж”. Да и цель благая — теперь комфортабельные гаражи могут строить не только богатые инвесторы, но и простые граждане.

Подготовка к массовому строительству уже началась. Но появились и первые вопросы.

Так коммерческий или “народный”?

Странный гараж собираются построить на северо-востоке Москвы. Местные власти называют его “народным”, а сам народ — недоумевает:

— Мы и не думали ничего строить, нам тут своих гаражей хватает!

Их правда в этом районе много. В Олонецком проезде у дома №18 целых три организованные гаражные стоянки: две — московского гаражного союза автолюбителей (МГСА), одна — муниципальная. Всего — 358 машиномест.

Гаражи в Олонецком стоят больше 25 лет. Могли простоять и еще, но местные власти решили, что их время истекло. В феврале управа созвала автовладельцев на общее собрание. И поставила перед фактом: “На этом месте будут строить народный гараж”. А еще чиновники представили людям руководителя незнакомой строительной компании и сказали: “Сдавайте деньги, гараж вам обойдется по себестоимости — всего по 180 тысяч рублей...”

Народ от такого “народного” строительства офонарел.

— Некоторые автовладельцы смогут поставить свои машины на открытый паркинг у нового гаража, — заверил “МК” заместитель главы управы района “Бабушкинский” Виктор Никитин. — Стоить они будут дешевле, чем места в боксах. Сколько? Пока неизвестно.

Как на московской земле будут появляться “народные” гаражи? Сколько они в реальности будут стоить? И могут ли под их видом возводить коммерческие?

За ответами мы обратились в Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы.

Как построить “народный” гараж?

— Мы никому не позволим под видом “народного” строительства осуществлять коммерческую деятельность, — категорично заявил “МК” первый зам. руководителя департамента Константин Королевский. — Если кто-то столкнется с такой ситуацией, пусть обращается к нам. Нарушителям — прямая дорога в прокуратуру. “Народный” гараж в приказном порядке не строят, его инициируют сами жители.

Как это сделать? В идеале это должно быть так.

1-й шаг. Желающие проинвестировать строительство должны создать инициативную группу и обратиться в управу. Она обращение рассмотрит и либо в 10-дневный срок даст мотивированный отказ, либо при положительном решении в тот же срок известит префектуру о поддержке инициативы жителей.

Отказать управа может по двум причинам:

— мест, пригодных под строительство “народного” гаража, нет;

— под видом жителей инвестировать в строительство собирается коммерческая фирма.

2-й шаг. Вместе со специалистами управы граждане определяют место возможного размещения гаража. Впрочем, на сегодняшний день все возможные уже известны (см. списки). Шансы, что добро дадут на какой-то другой, малы. Но поискать все-таки стоит.

3-й шаг. Как только место определено, следует получить два заключения: первое — в Архитектурно-планировочном управлении округа, второе — в АПУ Генплана о возможности размещения на данной территории “народного” гаража. (За это отвечает префектура.)

— Архитекторы скажут, можно или нельзя тут строить, — поясняет г-н Королевский. — Если можно, определят максимальное количество машиномест.

Затем к работе должно подключиться Управление экспериментальной застройки (информацию о грядущем строительстве туда направляет префектура) — это 4-й шаг. Оно разрабатывает градостроительную документацию и предлагает жителям (обязательно!) несколько вариантов проекта.

— Например, людям могут сказать: “На этом месте можно построить только подземный гараж. Потянете вы 10 тысяч долларов за машиноместо?” Если ответите: “Нет, дорого”, — значит, строить подземный не будут, станут искать другое место для наземного. При этом место, отклоненное жителями, город может выставить на конкурс, — разъясняет чиновник.

Определились с местом? Сразу встает вопрос: какой строить гараж — манежного типа (многоярусные стоянки без стен), боксового или боксовый теплый?

По программе так: у каждого типа — своя стоимость. Первый стоит 3 тысячи долларов, второй — 7, третий — 12. Если большинство людей скажет: “Хотим теплый отдельный бокс, чтобы еще и хранить в нем картошку”, — будут строить его. Захотят манежного типа — построят манежный.

5-й шаг. Выпускается постановление правительства Москвы, на основании которого заключается инвестиционный контракт между юридическим лицом, которое к этому моменту должны создать (зарегистрировать) инициативные жители, и городом.

— В контракте будет указано: доля города — ноль. И — жесткие сроки, — особо акцентирует Королевский. — Есть нормативные сроки строительства, и, хотят люди того или нет, они обязаны их соблюдать, а не превращать строительство в долгострой. Поэтому в контракте прописаны и штрафные санкции.

Внимание! Только после этого жители начинают сдавать деньги на строительство. Делать это раньше — безрассудно. Город за свои деньги разрабатывает всю исходно-разрешительную документацию. И первые взносы граждан пойдут именно на то, чтобы по себестоимости выкупить ее у города.

6-й шаг. Жители сами выбирают проектную организацию и заказывают ей проект (градостроительная документация к этому моменту уже готова).

7-й шаг. Исходя из своих финансовых возможностей, жители формируют техническое задание на проектирование.

— Здесь я очень рекомендую людям сразу ограничивать полет фантазии проектировщиков, указывая непосредственно в техническом задании максимальную стоимость машиномест. Сколько вы хотите потратить? Три тысячи долларов? Так и запишите в задании: максимальная стоимость — не больше трех тысяч, — предупреждает Королевский. — Иначе может получиться, что вы планировали заплатить за гараж три тысячи долларов, а в техническом задании будут другие суммы. Если есть возможность построить гараж дешевле — стройте. А если у кого-то из инициаторов строительства есть возможность поставить подешевле стройматериалы или что-то еще — это не запрещено.

8-й шаг. Когда уже есть проектное решение, жители определяют по конкурсу генподрядную организацию, которая построит гараж за указанную сумму.

— На мой взгляд, оптимальный вариант, когда проектирует и строит гараж одна организация, — продолжает разъяснять Королевский. — Она, скорее всего, точно уложится в обозначенную сумму. А подрядчик, взятый со стороны, может сказать “не могу”.

И, наконец, 9-й шаг. Как только объект построят, “юридическое лицо жителей” оформляет акт реализации инвестиционного контракта и сам гараж в собственность.

Нюансы поют романсы

Организовать строительство “народного” гаража, с одной стороны, просто, с другой — нет. Судите сами.

Нюанс №1. Если инициировать строительство “народного” гаража могут и три человека, то к тому времени, когда мэрия будет выносить постановление, желающих вложить деньги в стройку должно быть не менее 51%. То есть если архитекторы говорят, что на выбранном месте можно построить гараж на 100 мест, то у инициативной группы должен быть список граждан, состоящий из 51 участника. Причем всем обязательно надо письменно подтвердить, что они готовы профинансировать строительство.

Остальные 49% могут купить место в гараже на более поздних этапах. Но в этом случае цена уже будет определяться той самой инициативной группой. И может оказаться выше, чем в начале строительства.

Если собрать недостающие 49% участников не удается, эти машиноместа имеет право проинвестировать Управление экспериментальной застройки. УЭЗ платит городу по фиксированной ставке и отдает ему бесплатно 5% машиномест, которые в дальнейшем могут быть отданы ветеранам, инвалидам и другим льготникам.

Нюанс №2. В любом случае рассчитывать на то, что “народный” гараж обойдется дешево, не приходится. Самый дешевый — холодный, манежного типа — стоит три тысячи долларов. Но разрешить его построить могут не везде и не всем.

— Жители, купившие квартиру по цене три тысячи долларов за квадратный метр, могут претендовать только на коммерческий гараж. Строить “народный” гараж им не разрешат, — прямо говорит Королевский. — Потому что “народный” можно строить только там, где есть сложившаяся застройка или строится муниципальное жилье.

Но это еще не все. Анализ показал, что многие участки, пригодные под “народное” строительство, расположены во дворе дома. А в таких местах могут разрешить строить лишь подземный гараж (двор же должен быть свободным). Это — от шести тысяч долларов и выше.

Нюанс №3. Город, конечно, приветствует инициативу жителей, но выделить под строительство готов не каждый участок.

— Если префектура предлагает отвести под “народный” гараж инвестиционно привлекательные участки, мы такие заявки отзываем, — продолжает резать горькую правду-матку Королевский. — Сейчас у нас таких заявок около 50, а согласие мы пока дали только на 26. Потому что в остальных случаях на эти места претендует бизнес, который позволит городу решать ряд проблем. В частности, строить за счет бюджета социальные гаражи при муниципальном жилье и перехватывающие паркинги.

“Народный” гараж можно построить там, где невозможно построить что-либо, так как отсутствует коммерческая привлекательность.

Нюанс №4. Это — проблема, как договориться с управой.

— Если с управой дела не клеятся, сигнализируйте нам. Мы ей все разъясним. И обратим внимание префектуры на неправильное трактование концепции “Народного гаража”, утвержденной постановлением правительства Москвы, — обещает первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики. — Задача управы и префектуры — помогать жителям.

Плюсы народной стройки

Люди, отважившиеся строить “народный” гараж, получают от властей льготы. В частности, льготную ставку аренды земельного участка, налог на имущество — 10% от базовой после сдачи гаража в эксплуатацию. Но главное — сам гараж, который они получают не по инвестиционной стоимости, куда заложена прибыль инвестора, а по строительной себестоимости. Ведь в “народном” гараже нет доли города и люди не платят за участие в конкурсе, которого нет. Они платят только за создание юридического лица и его содержание (накладные расходы), проектно-изыскательные работы и до 2% затрат — за услуги заказчика, которым, как правило, выступает ГУП УЭЗ.

— Впрочем, все это обсуждаемо. Мы не настаиваем на том, чтобы в роли заказчика обязательно выступал ГУП, — говорит Королевский, — мы его просто рекомендуем. Поскольку это городская структура. А в таком случае город несет ответственность как за деньги людей, так и за сроки и качество строительства.

По правилам люди могут привлечь к строительству любую компанию, в том числе и не уполномоченную УЭЗ, однако...

— Мы бы так делать не рекомендовали, — говорят в стройкомплексе столицы. — Мы специально записали в распорядительном документе, что услуги заказчика не могут стоить больше 2% затрат на строительство самого гаража. Любой другой заказчик может взять больше. Да и риск потерять деньги велик.

Увы, если проинвестировать строительство “народного” гаража захотят ветераны, инвалиды и другие льготники, а также студенты, их ждет разочарование: никакие льготы тут не предусмотрены, платить им придется столько же, сколько всем. С чего такая “жестокость”?

— Когда инвесторами выступают люди, то дать льготы одним — значит, повысить стоимость для других. А это несправедливо, — замечают в стройкомплексе. — Другое дело, когда гараж строят инвесторы по конкурсу. Тогда выделяется доля города, которую дают иногда машиноместами, и город ее предоставляет льготникам бесплатно или по более низкой цене.

Над этой информацией стоит всерьез задуматься. Время еще есть — пока в Москве нет ни одного “народного” гаража. Реализация программы только началась. И как она пойдет — покажет время.

А узнать все сведения о правомерности строительства “народного” гаража возле вашего дома, а также об уполномоченных УЭЗ строительных компаниях можно уже сейчас — по телефону “горячей линии” 203-95-23 (с 9.00 до 18.00 в рабочие дни).


Адресный перечень земельных участков, утвержденных под строительство по программе

“Народный” гараж (по округам) *

• Северный

1. Западное Дегунино, мкр. 10, корп. 61

• Северо-Восточный

2. Кадомцева ул., вл. 1

3. Пестеля ул., вл. 6

4. Отрадная ул., вл. 3

5. Олонецкий пр-д, вл. 18

6. Абрамцевская ул., вл. 37

7. Ярославское шоссе, вл. 142

8. Римского-Корсакова ул., вл. 15

9. Красной Сосны ул., вл. 12

• Северо-Западный

10. Свободы ул., вл. 91

11. Генерала Берзарина ул., вл. 19а

12. Генерала Берзарина ул., вл. 21а

13. Генерала Берзарина ул., вл. 23а

• Юго-Западный

14. Литовский бульвар, вл. 5/10

15. Обручева ул., вл. 23б

16. Профсоюзная ул., вл. 136, корп. 2, корп. 3

17. Ю. Бутово, Проектируемый пр-д, 122, корп. 53и

18. Б. Черемушкинская ул., вл. 20, корп. 4

• Восточный

19. Ибрагимова ул., вл. 5а

20. Щербаковская ул., вл. 40—42

21. 1-я Владимирская ул., вл. 34б

• Южный

22. Булатниковский пр-д, вл. 14

23. Борисовский пр-д, вл. 19

24. Шипиловский пр-д, вл. 59, корп. 2

25. Подольских Курсантов ул., вл. 2, корп. 1

• Западный

26. Можайское шоссе, вл. 39—41,

• Зеленоград

27. Мкр. 12, у корп. 1213.

* Это вовсе не значит, что под данные адреса уже сейчас следует начинать сдавать деньги. Здесь пока только заказана разработка исходной градостроительной документации. В процессе город может поменять статус гаража — перевести его из коммерческого в “народный” (когда нет инвестора) или наоборот.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру