Новый стиль олигархии и оппозиции

Дмитрий Орлов, политолог, кандидат исторических наук

Новый политический сезон начинался с больших ожиданий олигархов-эмигрантов и внепарламентской оппозиции. Оптимисты ждали “оранжевой революции”, реалисты призывали не ждать милостей от природы и предлагали осуществить различные проекты: от создания единой массовой демократической партии до “левого поворота” и даже “русского крена” всей оппозиции. Ни один из этих проектов не удался. Тем более не удалась и попытка создания “единого антипутинского право-левого фронта”. Это привело к тому, что стиль и методы внепарламентской оппозиции под влиянием поддерживающих их олигархов переживают реструктуризацию.


Распределение ролей внепарламентской оппозиции на “умеренных” и “непримиримых” стало фактом — но это именно распределение ролей, а не политическое размежевание. При сохранении общей жесткой стратегии в отношении режима Владимира Путина Леонид Невзлин и Борис Березовский проводят две разные тактики в отношении политических сил, на которые имеют влияние. Судя по всему, олигархи-эмигранты сделали ставку на виртуальное ослабление конфликта с властью (как явно непродуктивного) и перевод респектабельных фигур (прежде всего Касьянова и Явлинского) в привычное для них спокойное политическое поле.

Эволюция Михаила Касьянова поразительна: он вновь стал “умеренным”. “Многие действия власти носят неправильный характер, и в этом смысле я оппонирую ей” — что это, как не внешняя готовность работать в системном поле, обозначенном властью? Еще более показательны его оценка экономической ситуации (кризиса ждать не стоит), призыв “не поддаваться на провокации”, фактический отказ от создания собственной партии и более чем вялая заявка на лидерство в объединении демократов.

“Московское” объединение демократов, созданное на основе “Яблока”, в обнародованной “Политической декларации коалиции демократических сил” выступило с более чем традиционными требованиями. Независимость Мосгордумы от московской и федеральной бюрократии, соблюдение гражданских свобод, демократизация избирательного законодательства — все это давно известно из прежних программ “Яблока” и привычно его избирателю. Радикализация “Яблока” вроде бы остановлена.

Но так ли это на самом деле? Очевидно, нет. Конечно, сегодня “уличный яблочник” Сергей Митрохин вновь оттеснен на второй план — это логично после окончания “революционного” периода в деятельности партии. Явлинский вернул себе прежний имидж ответственного политика. Но все это — отнюдь не следствие смены реального политического курса, а маневр, направленный на расширение электоральной поддержки партии за счет традиционных групп поддержки, далеких от радикализма. В работе с маргинальным избирателем сохраняются прежние методы: региональные совместные акции с “лимоновцами” “яблочники” не прекратили, более того, Митрохин заявил о создании конфедерации “Яблока” и НБП.

Объединенный гражданский фронт, Национал-большевистская партия, движение “Оборона” и “ДА!”, Гарри Каспаров, Владимир Рыжков и Виктор Шендерович, остатки “Комитета-2008” — все это “вторая тактика” олигархов и оппозиции. Существенных изменений в деятельности этих политиков и политических организаций не происходит и, скорее всего, не произойдет: их цель — мобилизация агрессивных противников режима Владимира Путина.

Относительно умеренная оппозиция продолжает дробиться. Она не может договориться о лидерстве и даже не пытается это сделать. “Часть либералов видят в Касьянове антинародного представителя, поскольку он ассоциируется и с “семьей” Ельцина, и с администрацией Путина; для других это новая фигура, а третьи видят, что он имеет совершенно низкий рейтинг…” — эта фраза Григория Явлинского явно означает, что традиционные демократы не только не признают экс-премьера своим новым лидером или единым кандидатом в президенты, но даже готовы бороться против него.

Встречное заявление Касьянова о готовности возглавить единую оппозицию при условии, что “три-четыре демократические партии, которые у нас остались, фактически начнут новую жизнь с чистого листа”, при мягкости формы очень конфликтно. Диагноз очевиден: Явлинский и Касьянов не договорятся. Как не договорятся по-настоящему и лидеры “Яблока” и СПС, объединение которых в Москве явно носит временный характер. К парламентской кампании-2007 “умеренные” внепарламентские демократы могут подойти даже не двумя, как в 2003-м, а тремя колоннами. И им еще будут мешать финансируемые теми же олигархическими группами радикалы из “Обороны” и “ДА!”, которые наверняка будут действовать в союзе с “лимоновцами”.

Общественное мнение практически не замечает внепарламентскую оппозицию и вообще не замечает “непримиримую”, несмотря на очень бурную публичную деятельность и PR-активность. По данным общероссийского опроса фонда “Общественное мнение” 3 ноября, из оппозиционных лидеров граждане доверяют Геннадию Зюганову (8%), Дмитрию Рогозину, Сергею Глазьеву и Николаю Харитонову (по 3%), Ирине Хакамаде и Григорию Явлинскому (по 2%).

Ни Михаил Касьянов, ни тем более Гарри Каспаров, Михаил Ходорковский, Владимир Рыжков или лидеры движений “Оборона” и “ДА!” общественным доверием не пользуются. А по данным опроса аналитического центра Юрия Левады 4 ноября, только 4% россиян готовы проголосовать за единый список демократических партий — при гигантских 43% у “Единой России”, уверенных 22% — у КПРФ, 10% — у ЛДПР и 6% — у “Родины”. При этом “непримиримых” граждане не любят: треть опрошенных ВЦИОМ 18 октября (32%) считают, что поддержка инициатив власти улучшила бы шансы демократов. Очевидно, результаты замеров общественного мнения стали одним из главных факторов, которые привели к появлению “умеренной” тактики олигархии и оппозиции.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру