И в вуз не дуют

Москвичей делают студентами провинциальные мошенники

Самым большим разочарованием нынешней вступительной кампании стали абитуриенты. Не случилось громких ЧП с пойманными за руку преподавателями-мздоимцами. Не свалился в последний момент на голову новый образовательный эксперимент вроде ЕГЭ. А вот уровень подготовки выпускников школ, по единодушному мнению работников приемных комиссий, катастрофически упал. Родители больше уповают на связи и взятки, нежели на знания, с которыми их дети пытаются поступить в вуз.


— Порой абитуриентов ставят в тупик простейшие задания, — рассказывает проректор по учебной работе Государственного университета управления Василий Михайлович СВИСТУНОВ. — Я никогда не поверю, что человек, закончивший среднюю школу, может сдавать экзаменационную работу пустой. А таких не единицы — десятки. Чем они 11 лет занимаются в школе? На что государство тратило деньги? Многие ищут некие... как бы это сказать... нетрадиционные пути поступления в вуз.

В прошлом году мы вывели на чистую воду целую сеть “двойников”. Молодые люди, студенты, кстати, провинциальных вузов — из Саратова, Нижнего Новгорода, — брали заказы... на сдачу экзаменов. Запоминают внешность абитуриента и подбирают похожего — студента из своих же. “Двойников” привозят в Москву, вручают паспорт абитуриента, дают образец его подписи, говорят имя-отчество папы и мамы. “Подстава” беспрепятственно проходит в аудиторию и пишет экзаменационную работу. Услуга стоит порядка 800—1000 долларов за экзамен, из которых половину получает тот, кто пишет. Не буду выдавать всех оперативных секретов, но у нас ни одному человеку таким путем поступить не удалось...


После интервью Василий Михайлович пошел меня провожать; у ворот университета мы увидели девушку, спокойно распространявшую рекламки “Поможем поступить в вуз”. Проректор пригрозил милицией — девушка не спеша удалилась в ближайший магазин, чтобы, очевидно, вскоре вернуться. Операция “Двойник”, несмотря на отдельные провалы, продолжается. Причем о выявленных “подставах”, отловленных “подменах” и т.п. рассказывали во многих вузах, включая МГУ и Бауманку. Что тут скажешь? На нерадивости юных москвичей находчивые провинциальные студенты делают неплохой бизнес.

Лишь бы не в армию

Искоренить жульничество на вступительных экзаменах, по идее, должен Единый государственный экзамен. Сдав ЕГЭ у себя на родине, абитуриент имеет право послать копии сертификата хоть в сто вузов страны. Что из этого выходит на деле?

— С этого года мы принимали ребят, сдавших ЕГЭ, на весь перечень специальностей, — продолжает проректор ГУУ Свистунов. — Хотим — не хотим, но вынуждены это делать. Конкурс у нас в этом году на специальность “Финансы и кредит” был более 25 человек на место, еще по 11 специальностям — более 10 человек. В результате объем бумажной работы приемной комиссии вырос многократно. И речь уже идет не о качественном отборе и работе с людьми, а о работе с бумажками.

В последний день приема документов за пять минут до окончания работы пришел молодой человек с сертификатом ЕГЭ и заявил, что хочет участвовать в конкурсе сразу на 7 специальностей. 1,5 часа он переписывал семь заявлений. Причем он не знал ни точных названий специальностей, ни как они правильно пишутся. Приемная комиссия ждала 1,5 часа. Абитуриенты уже думают не о том, какое образование они хотят получить, а о том, как, используя сертификат, стать студентом.

Еще одно наблюдение. Обладателями сертификатов с высокими баллами по ЕГЭ стали представители южных регионов. У ребят из Центральной России, как правило, не более 70 баллов из 100 возможных. А из отдельных регионов просто не бывает ниже 85. Это говорит либо о высоком уровне подготовки ребят (но они его на экзаменах не подтверждают), либо, хм-м, об особом подходе к выдаче этих сертификатов.


Случай, произошедший в одном из вузов. Апелляция по русскому языку. Абитуриенты писали диктант из 300 слов, который оценивается через дробь (орфография/пунктуация). Максимально допустимое число ошибок — 4/4. У одного молодого человека с Кавказа... 39/25. Работа вся красная из-за исправлений экзаменаторов. Абитуриент искренне возмущен, что ему не повышают балл: “Почему не дают?! Я же написал!”

Сотрудники приемных комиссий рассказывают и совсем детективные истории, когда родители абитуриентов пытаются на апелляции... выкрасть работу ребенка. Охранники вузов включают сигнализацию, блокируют двери, “играют” в догонялки. Я была в недоумении: зачем родители так поступают? Мне объяснили: как же, чтобы потом предъявить претензии. Нет работы — значит, ее потеряли в вузе, и ставьте положительную оценку. Известна пара случаев, когда дело доходило до рукоприкладства на глазах всей поступающей братии.

ЕГЭ — ворота в сказку?

— Что еще удивляет? — говорит Василий Михайлович. — Когда у абитуриентов с золотой медалью сертификат ЕГЭ по математике — на уровне 60—68 баллов. Почему им дали “золото”? Как порядок выдачи медалей связан с ЕГЭ? Эти вопросы остаются открытыми... У нас план приема 1100 человек. Одних только медалистов подало документы 1600. 479 из них представили сертификаты по математике или обществознанию. Так вот, из этих 479 только у 6 (!) сертификаты ЕГЭ отвечают уровню наших требований. Шкала перевода егэшных баллов в оценку висит в приемной комиссии. Мы обязаны ее обнародовать за 10 дней до начала приемной кампании. Не зная ее заранее, многие скрывают факт участия в ЕГЭ. Потом мы таких снимаем с экзаменов. Один молодой человек принес сертификат ЕГЭ с 31 баллом. Зачет у нас — от 35. Казалось бы, ему нет смысла подавать документы. Даже если математику напишет, русский не зачтем. Но парадокс: не принять документы мы не имеем права!


Основной аргумент в пользу введения ЕГЭ: он обеспечивает ребятам из провинции доступность образования в больших городах. Ну хорошо, прислал выпускник из Закукуевска свой сертификат ЕГЭ в приемную комиссию, его зачислили. Родители наскребли денег на билет в Москву, 17-летний ребенок приехал в столицу. Допустим, ему даже предоставили койку в общежитии, хотя вузам сильно не хватает мест. А еще первокурсник должен нормально питаться, желательно три раза в день, платить за билеты в транспорте, покупать тетради, в кино ему сходить хочется и т.д. и т.п.

С помощью ЕГЭ снимается тема возможных злоупотреблений со стороны приемных комиссий. Теперь абитуриент не имеет проблем на стадии приема документов (а создает их, как сказано выше, приемной комиссии). Но задумывались ли идеологи эксперимента, как несовершеннолетнему провинциалу грамотно вписаться в такой крупный мегаполис, как Москва? Дорогая во всех смыслах столица вынуждает ребят искать средства к существованию, трудоустраиваться, а это приводит к тому, что меньше времени уделяется учебе. Студент думает не как учиться, а как прожить. Получит ли он при этом качественное образование?

Москва — город высоких жизненных стандартов. В попытке их достигнуть молодому человеку легко оступиться, попасть в порочный круг. И стоило за этим приезжать в Москву?

Один абитуриент, заполняя стандартную анкету, в разделе “Другие сведения о себе” написал: “Люблю дорогие иномарки, красивых девушек и круто оторваться”. Принимай, столица, новых первокурсников!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру