Бум на омбудсмена

Уполномоченного по правам человека завалили жалобами

Обязанностей у наших сограждан всегда было гораздо больше, чем прав. Однако в последнее время о своих человеческих и гражданских правах люди задумываются все чаще. Вот и число обращений к уполномоченному по правам человека в Московской области возросло на порядок. На днях омбудсмен доложил депутатам Мособлдумы о том, что больше всего обижало жителей Подмосковья в 2007 году.

Первое место, как и в 2006 году, занял жилищный вопрос, который успел испортить не только москвичей, но и жителей всего столичного региона. Проблемам предоставления квартир, отсутствию ремонта и безобразного содержания жилищного фонда посвящено около 20% всех обращений. Да и как не жаловаться, если темпы строительства с каждым годом растут, а социального жилья выделяется все меньше. Цифры говорят сами за себя. Если в 2003 году получили квартиры 11 112 очередников, то в 2004-м — только 10 166. В 2005-м счастливчиков было и того меньше — 8036, а в 2006-м и вовсе — 4902.

— Предоставление жилья по договору социального найма отнесено к полномочиям местных администраций, — раскрывал корень зла перед парламентариями уполномоченный по правам человека в Московской области Александр Жаров. — Но они не имеют для этого достаточно средств. Из-за этого люди стоят в очереди по 20 с лишним лет. В прошлом году получили квартиры лишь 3% многодетных и 4% молодых семей. Без привлечения федеральных средств эту проблему не решить.

Настоящим камнем преткновения стал новый Жилищный кодекс, позволяющий собственникам жилья выселять бывших членов семьи, в том числе и детей. Например, 15 января 2007 года Сергиевопосадский городской суд вынес положительное решение по иску собственницы квартиры, которая после гибели сына пожелала выселить невестку с внучкой. Жить на прежнем месте маме с дочкой суд разрешил только до окончания ребенком средней школы. А потом ни жилья, ни регистрации и всего, что к ней прилагается: медстраховки, нормальной работы, пособия по потере кормильца... Мало того, что женщине из-за случившейся трагедии приходится растить ребенка одной, над ней нависла угроза оказаться с ним на улице.

По-прежнему остро стоит в Подмосковье проблема передачи муниципалитетам жилфонда военных городков. Так, еще два года назад жилинспекция признала непригодным к проживанию 17 пятиэтажек в военном городке Чехов-7, но в них продолжают выживать около 300 человек. Дома не ремонтируются со времени постройки, подвалы затоплены, а водопровод находится в аварийном состоянии, однако тарифы ЖКХ здесь самые высокие в Чеховском районе.

— Наряду с жилищными нарушаются земельные права граждан, — продолжал нажимать на болевые точки уполномоченный. — Высокий земельный налог, произвол местных властей, пробуксовка “дачной амнистии” зачастую становятся поводом для обращений. Несмотря на то что земельное законодательство все время совершенствуется, количество жалоб по этим вопросам увеличивается. И больше всего отравляет жизнь бумажная волокита.

Так же часто граждане жалуются уполномоченному на низкую пенсию, сложность ее оформления и ошибки при начислении. Что неудивительно. Ведь средняя пенсия жителей Московской области на 1 октября 2007 года составляла немногим более 3400 рублей.

Порой уполномоченному приходится помогать гражданам в вопросах, которые не может решить даже суд. Так, 52 жителя Наро-Фоминского района не могли получать пенсию в положенном объеме из-за того, что бывший директор обанкротившегося завода отказывался выдать им архивные справки об их зарплате. “Уломать” вредного директора своими решениями не могли ни суд, ни прокуратура, ни Госинспекция труда по Московской области. Лишь после обращения омбудсмена к начальнику Главного архивного управления Московской области пенсионеры получили необходимые документы.

Вопрос о неправильном начислении пенсии очень хорошо характеризует пример, когда после вмешательства уполномоченного жительнице Балашихе пересчитали, наконец, правильно пенсию. В результате женщина стала получать на 1500 рублей больше. Ничего себе ошибочка…

— В большинстве случаев люди жалуются даже не на сами пенсии, а на бездушное отношение к ним работников Пенсионного фонда, — констатировал омбудсмен. — Огромные очереди, духота, формальный подход, пересылка от одного кабинета к другому — все это наши пенсионеры знают не понаслышке. И здесь речь идет уже не об отсутствии внимания, а об унижении пожилых заслуженных людей.

Как и в 2006 году, к омбудсмену неоднократно поступали жалобы на отсутствие в аптеках льготных лекарств. Однако выяснилось, что не всегда виною бардака служит недостаток средств, выделяемых государством на эти цели. Иногда надо просто наладить нормальную работу аптечной сети. Так, в 2007 году по запросу уполномоченного Подольская прокуратура провела тотальную проверку местных аптек. В результате ассортимент был обеспечен на 98%, а льготники получили положенные им лекарства.

— Много обращений от инвалидов детства, — вещал уполномоченный. — Ежегодно их заставляют проходить переосвидетельствование. Эта процедура травмирует и детей, и родителей. Неужели нельзя не трогать их до 18 лет? Или надо установить порядок, по которому это мероприятие проводилось бы только по заявлению родителей, если возникает такая необходимость.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру