Утесов вышел в тираж

22 марта легендарному певцу исполнилось бы 103 года

Великий Утесов, певец, актер, изумительно остроумный рассказчик, давно стал легендой. Показывают ли фильмы с его участием, открываем ли мы книги его воспоминаний — а их целых три! — нас захватывает стремительный ветер песни, любви, надежды. Казалось бы, мы уже все знаем о его страстях, о встречах, но вышла новая книга в серии “ЖЗЛ” Матвея Гейзера “Леонид Утесов”, и открылись иные стороны дарования “одесского вундеркинда”.

— Лично привелось вам встретиться с ним? — Спросила я у автора.

— Когда я работал над книгой о Михоэлсе, то позвонил Леониду Осиповичу. Он подробно рассказывал, где он живет, как проехать к дому, а потом вдруг огорошил меня: “Но мы встретимся в другом месте — в саду “Эрмитаж”. Встреча состоялась. Он уже был полноватый, усталый, а потому скептически отнесся к моему намерению написать книгу о великом человеке: “Какое вы имеете право писать о Михоэлсе, если с ним не встречались?..”

Но неожиданно спросил, не одессит ли я. Я признался, что не одессит, но долго жил там, на Пироговской. Леонид Осипович с наивной радостью воскликнул: “А вы там Валю Катаева не встречали?” Не мог я его обрадовать! А он полюбопытствовал: “Вы, наверное, ходили на пляж “Отрада”? И начал с воодушевлением рассказывать, как он в молодости ходил на этот полудикий пляж. И потом Леонид Осипович внушал мне: “Вы, конечно, понимаете, что Одесса — это миф. Одессу люди увозят с собой, а потом создают свой город по воображению, по памяти”.

— Матвей, некоторые авторы жизнеописаний собирают по крохам сплетни, слухи, рассказы посторонних лиц о герое своего сочинения. Какой у вас принцип?

— Я упорный архивокопатель. Нашел там жалобу Утесова Хрущеву: в 63-м не пустили Утесова в Париж в качестве туриста. Меня этот факт потряс. Известнейший артист, уже бывавший в Париже, и получил отказ чиновников! По-видимому, письмо к Никите Сергеевичу не попало. Мне говорил родственник Хрущева: “Если бы жалоба дошла до Никиты, он бы сам на свои деньги отправил артиста в Париж”. Так он его ценил!

Скорее всего, Гейзер не был знаком с любимой первой женой Утесова — актрисой Еленой Осиповной Ленской, по рождению Голдиной. Эта прекрасная женщина, пожертвовавшая своей судьбой актрисы ради любимого мужа и дочери, воспета Утесовым и в стихах, и в воспоминаниях.

Леонид Осипович не раз влюблялся, изменял жене. “Я человек страстный и живущий по своим законам в 21-м голодном году играл в “Сильве”… и безумно увлекся нашей примадонной. Увлекся настолько, что несколько ночей не приходил домой, чего раньше со мной не случалось. И вдруг ранним утром раздается стук в дверь домика, где я ночевал. Открываю дверь — на пороге возница, за ним — подвода, полная дров: “Елена Осиповна просила передать эти дрова вам. Очень беспокоится, что вы ненароком простудитесь…” В тот же вечер я уже был дома”.

Лучшие страницы книги Гейзера — это цитаты из воспоминаний самого артиста. Три собственные книги Утесова полны всепобеждающим остроумием. У Леонида Осиповича был абсолютный слух на слово, на созвучия. Множество стихов он посвятил жене, то насмешливо-ироничных, то в духе ночной песни.

Взнуздала ты меня, коня, —
Я конь был норовистый.
Верхом вскочила на меня —
И бег мой был мой неистов…
Освободи ж слегка узду —
Я не споткнусь о камни.
Благословляю я судьбу,
Пославшую тебя мне.

И все-таки на тайных правах “младшей жены” в семье в поздние годы “постоянно присутствовала в роли домоправительницы и подруги” Антонина Ревельс, танцовщица из его оркестра. Роман продолжался и после смерти Елены Осиповны — она умерла от внезапного инфаркта в 1962 году. По словам врача, “у нее был разрыв сердца в полном смысле слова”. Роман с Ревельс длился 30 лет. Об этом знали многие. А о тайном браке Утесова незадолго до кончины с Ревельс не знала даже дочь Дита.

Хотя Гейзер уверяет, что он не собирал сплетни, но куда деться от острых ситуаций, сопровождавших Утесова? Кто-то вспоминал: “Когда его спросили: “Правда или нет, что у вас был роман с Марией Мироновой?” Утесов возмутился: “Да какой там роман! В лучшем случае брошюра”.

Матвей Гейзер настойчиво акцентирует внимание читателя на подлинных еврейских именах наших знаменитостей. Так, мы узнаем: рожденный 22 марта 1895 года Лазарь Иосифович Вайсбен стал Леонидом Утесовым. С 7 лет Лёдя играл на скрипке. Для него своими руками сделал скрипку Тухачевский. Судьбу маршала разделила и скрипка — ее пришлось уничтожить. Утесов знал три европейских языка и читал стихи на идише.

Книга Гейзера строится на скрещении эпох и перекличке знаменитых людей. Очень хороши эпизоды, где с Утесовым встречаются Райкин, Зощенко, Гердт, Багрицкий… В книге много фотографий. Любовь к Лермонтову сблизила Утесова с Ираклием Андрониковым, редким знатоком русской литературы и талантливейшим рассказчиком. Леонид Осипович однажды признался: “Посланцев Бога на земле немного, но уверен, что Лермонтов — среди них”.

Леонид Утесов "Как много девушек хороших": 

 Леонид Утесов "Мишка - одессит": 

Леонид Утесов "Раскинулось море широко": 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру