Москва не ведет тайных переговоров с Тбилиси

Несколько прямых рейсов в праздники — это предел уступок

Интересы Москвы, Вашингтона и грузинской оппозиции могут в ближайшее время прийти к общему знаменателю, которым станет необходимость досрочного ухода в отставку президента Грузии. Такое мнение высказали информированные источники “МК” в российских властных структурах. В Москве подчеркивают неизменность своей позиции, состоящей в нежелании иметь какие-либо дела с Михаилом Саакашвили. В Тбилиси и Вашингтоне думают, кем его заменить.

— Наша позиция остается прежней: с Саакашвили мы не разговариваем, — сообщил обозревателю “МК” высокопоставленный источник на Смоленской площади, комментируя слухи о неких “тайных” переговорах с Тбилиси. — Ничего другого нет и не будет. Единственное, мы готовы рассмотреть просьбу об организации нескольких прямых авиарейсов Москва — Тбилиси во время новогодних праздников. Если такая просьба поступит от достаточно уважаемого и авторитетного лица Грузии, не входящего в правящую команду.

В кабинетах на Смоленской площади принято говорить о недоговороспособности грузинского руководства, и ситуацию вряд ли могли изменить недавние перетасовки в кабинете министров. Так что никаких перспектив нормализации российско-грузинских отношений при нынешней команде не просматривается. Тем более что новый министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе сразу начал с ультиматумов: он заявил, что Грузия готова восстановить дипотношения с Москвой, если та уберет свои посольства из Сухума и Цхинвала. Собеседники “МК” в этой связи отмечают, что, во-первых, у Тбилиси сейчас не то положение, чтобы диктовать свои условия. Во-вторых, признание Абхазии и Южной Осетии никак нельзя “отменить”, не потеряв полностью лица. Так что расчеты на то, что Москва отыграет назад, вряд ли оправданны.

Если позиция Москвы по отношению к происходящему в Грузии вынужденно пассивная (у нее нет там ни “ставленников”, ни вообще рычагов, позволяющих влиять на ситуацию), то Вашингтон опять готовится сыграть в новом акте грузинской драмы роль главного режиссера. Позиции лоббистов Саакашвили, главными из которых являются заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид и его помощник Мэтью Брайза, с приходом в Белый дом Обамы слабеют. А с новым госсекретарем, Хиллари Клинтон, отношения у Саакашвили могут не сложиться. Недавно тбилисская газета “Вся неделя” напомнила, что у команды “розовых революционеров” конфликт с братьями Клинтон. Еще при Абашидзе Тони и Хью Родхэмы начали в Аджарии ореховый бизнес, однако новые власти серьезно ущемили их интересы.

Этим спешит воспользоваться оппозиция, угрожающая весной начать массовые акции с требованием досрочных парламентских и президентских выборов. Пока у нее нет единого лидера. Часть правящей элиты готова объединиться вокруг экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, имеющей поддержку на Западе. Другим “центром кристаллизации” может стать бывший постпред в ООН Ираклий Аласания, которого также продвигают американцы, или экс-премьер Зураб Ногаидели.

Между тем к выходу на политическую авансцену готовится новая сила. На этот раз вызов Саакашвили хочет бросить представитель “нетитульной национальности” и, что имеет особое значение для Грузии после августа, осетинского этноса. Председатель оргкомитета Ассамблеи народов Грузии, известный грузинский общественный деятель осетинского происхождения Георгий Дзасохов видит свою задачу в примирении и объединении всех живущих в стране народов ради спасения грузинской государственности. По его мнению, дальнейшее пребывание Саакашвили у власти приведет к гибели страны.

Дзасохов, которому Саакашвили в 2006 году предлагал роль “альтернативного” правителя Южной Осетии, а потом должность губернатора Гори, был вынужден эмигрировать из Грузии после войны: правящая команда обвинила его в участии в боевых действиях на стороне Цхинвала. Хотя в это время он находился на Олимпиаде в Пекине в качестве председателя тбилисского общества “Динамо”. Его политическое кредо состоит в том, что Грузия должна стать нейтральным, внеблоковым государством и наладить дружественные отношения с Россией. До сих пор национальные меньшинства Грузии не имели лидера, претендующего на высшие посты в государстве. Если новое движение получит поддержку этнических меньшинств — а это примерно 30% населения, — оно сможет оказывать существенное влияние на соотношение сил между конкурирующими политическими группировками. А также привлечь на свою сторону тех грузин, кто увидит в фигуре Дзасохова шанс на примирение с осетинами.

В этом случае его поддержка того или иного кандидата на президентский пост может оказаться решающей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру