В суде провели перестройку для гласности

Журналистам покажут процесс с трех ракурсов

Второй процесс над экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским и его бизнес-партнером Платоном Лебедевым, которых теперь обвиняют в хищении и легализации 980 млрд. рублей, начался вчера в Хамовническом райсуде — состоялось предварительное заседание. Среди западных журналистов этот процесс уже получил название “первое дело ЮКОСа президента Медведева”. Его основным отличием от “дела ЮКОСа президента Путина”, как считают защитники подсудимых, станет то, что процессу придадут большую гласность.

Меры безопасности, предпринятые к началу процесса, можно сравнить с теми, что применялись в 2005 г., когда Ходорковского и Лебедева судили первый раз. 7-й Ростовский переулок, где расположен суд, был перекрыт металлическими заграждениями. Сотрудники милиции пропускали пешеходов только по паспортам с пропиской, журналистским удостоверениям и повесткам. В стороне на всякий случай дежурил автобус с ОМОНом.
Внутри суда основными распорядителями были спецназовцы Минюста. В отличие от прошлых лет можно отметить более спокойное и доброжелательное отношение силовиков к представителям СМИ. А их собралось много.

— Всего следить за процессом изъявили желание около 60 СМИ, большинство из них — иностранные. Это порядка 150 человек, — подсчитала руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.

Здание Хамовнического суда небольшое, и залы заседаний такое количество желающих вместить не могут. Но выход нашли: во-первых, под слушание выделили самое большое помещение суда. Его оборудовали под зал заседаний, специально установив в нем “аквариум” для подсудимых, заменив им стоявшую раньше “клетку”. Во-вторых, этажом ниже для прессы отвели еще один зал и установили в нем 3 плазменных монитора. В зале же, где будет идти процесс, настроили 3 камеры: одну — на подсудимых, вторую — на судью, третью — на стороны процесса. Когда начнутся слушания, в этом зале можно будет следить за ними в режиме реального времени.

Впрочем, перед началом предварительного заседания во вторник журналистам позволили поприсутствовать непосредственно в зале заседаний. Доставка Михаила Ходорковского и Платона Лебедева прошла без опоздания.

Ходорковский вошел в зал в черном пальто, Лебедев — в черной куртке. Оба с портфельчиками. Их сразу же провели на застекленную скамью подсудимых, где они сначала демонстративно раскланялись друг с другом и пожали руки. По просьбе операторов обвиняемые пересаживались то левее, то правее, чтобы попасть во все объективы. А вот сказать что-нибудь для журналистов они не захотели, никак не отреагировав на просьбы сделать заявление. Правда, незадолго до начала процесса Михаил Ходорковский пообещал, что это будет зрелищное действо: “С моей стороны гарантирую открытость, ясность, отсутствие попыток хитрить”.

Само предварительное заседание проходило в закрытом режиме, на нем должны были решить дату назначения дела к слушанию, в какой форме будет проходить процесс (будут судить трое судей или один). Также у сторон есть ряд ходатайств. На момент подписания этого номера слушание еще продолжалось, но в перерыве представитель Ходорковского Карина Москаленко рассказала, что защита подсудимых уже заявила ходатайство об отводе представителям гособвинения — Дмитрию Шохину и Валерию Лахтину, которые “уже показали необъективность своими высказываниями и проявили крайнюю заинтересованность в исходе процесса”.

Стоит заметить, что Шохин был обвинителем и на первом процессе. По итогам работы он даже получил орден. Лахтин принимал решения по жалобам и срокам их содержания в процессе следствия.

Не обошлось без происшествий. “Когда Михаил Ходорковский хотел подать своему защитнику листок, на котором он задал вопросы по отводу, конвой жестко запретил ему это делать. Мы намерены обратить внимание председательствующего судьи на нарушение прав подсудимых на защиту”, — рассказала Карина Москаленко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру