Nabucco вырвался на волю

Вчера в Анкаре представители Турции и четырех стран Евросоюза — Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии — подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода Nabucco, который является конкурентом российского “Южного потока”

Как бы ни старались за дипломатическими увертками скрыть антироссийскую направленность этого проекта, его сущность проявляется не только в том, что маршрут газопровода проходит в обход России, но и даже в названии. Если вспомнить, что Набукко — это уменьшительное имя известной исторической личности. И не кого-нибудь, а вавилонского царя Навуходоносора, ставшего нарицательным обозначением агрессивности и деспотизма. И, кстати, завоевавшего и разрушившего царство израильское, снесшего до основания храм Соломона и т.д. По сравнению с котором наш Иван Грозный — образец милосердия и филантропии.  

Против кого направлена нынешняя экономическая агрессия, скромно называемая “диверсификацией”, гадать долго не нужно. Начинающийся на восточном, туркменском побережье Каспия, он идет по дну Каспийского моря (почему-то, в отличие от российских “Северного” и “Южного” “потоков”, не вызывая вопросов у экологов, хотя туркменский газ не менее сернист, чем российский, и, значит, существует угроза коррозии трубы) в Азербайджан и далее через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию в Австрию и страны Центральной и Западной Европы.
Впрочем, пить шампанское господам-подписантам, как кажется многим экспертам, еще рано.

 Прежде всего по той причине, что непонятно, откуда брать газ для трубы, рассчитанной на поставки до 32 млрд. кубометров в год. Первоначально потенциальным источником топлива был Иран, но нынешние отношения Европы и США с этой страной вряд ли оставляют надежду на это.

Другими поставщиками участники проекта видят Азербайджан и Туркмению, но и тут вопросов больше, чем ответов. Азербайджан недавно подписал соглашение с “Газпромом” о поставке 500 млн. кубов с последующим увеличением этого объема и не располагает свободными запасами. С Туркменией ситуация тоже непонятная. С одной стороны, весь туркменский газ на экспорт, за исключением уходящего в Китай, законтрактован “Газпромом”. И пусть Россия сейчас сократила закупки этого газа до минимума, непонятно, что будет завтра. Новый туркменский руководитель прославился рядом взаимоисключающих заявлений по газовой тематике. Настоящий хозяин своего слова: как дал, так завтра спокойно заберет его. К тому же, чтобы доставить с восточных месторождений газ до каспийского побережья на западе страны, Туркмении придется строить новый — свой собственный газопровод. Что также дело не одного года. Ирак, оккупированный войсками коалиции, и тот не готов давать газ. Умилительная получается, если посмотреть на перечень государств — потенциальных поставщиков газа, “диверсификация” для Европы. Из них из всех стабильностью внутренней ситуации и верностью заключенным договорам может похвастать разве что Азербайджан.  

Сам же проект Nabucco, еще не начав реализовываться, уже подорожал более чем в полтора раза, до 8 млрд. евро, и каких окончательных финансовых жертв потребует уменьшительный “Навуходоносор” от участников, еще неизвестно.  

Пока же в проекте доминирует исключительно политическая составляющая. Что не замедлил еще раз обнародовать депутат грузинского парламента Гия Цагареишвили: “Исходя из энергетической зависимости, Европа практически находится в рабском положении по отношению к России…

 “Набукко” является стержнем безопасности Европы, проходящим через Грузию”. Пусть никого не смущает, что это депутат от оппозиции. В данном вопросе — как насолить России — грузинские оппозиционеры солидарны с тем, кого недавно начали называть диктатором. Недаром Михаил Саакашвили отправился в Анкару на подписание соглашения, хотя его подписи на данный момент не требовалось. При этом, крича о “российской угрозе”, эти господа почему-то забывают, что Россия зависит от Европы как поставщик, не в меньшей степени, чем Европа от нас как потребитель.  

Строительство газопровода планируют начать в 2011 году, чтобы сдать его в эксплуатацию в 2014-м. Но, по самым оптимистичным оценкам, в первые годы эксплуатации, если даже у участников консорциума все сложится, труба по большей части будет простаивать, поскольку свободного газа для нее найдут не более 9 млрд. кубов в год. Мало того что экономическая целесообразность проекта теряется в голубой дали, но это мизер, который не способен составить для Европы действительно существенную альтернативу нынешним транспортным маршрутам.

Полную версию текста читайте на сайте "МК"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру