Скорая социальная помощь

По столице ходят патрули, помогающие бродягам

По столице ходят патрули, помогающие бродягам
Это только в песне весело поется: “Если у вас нету дома…” А тем, у кого дома нет в действительности, не до песен. И холодно (несмотря на глобальное потепление), и голодно. Именно для того, чтобы столичные бродяги не чувствовали себя окончательно покинутыми, при каждом Центре социального обслуживания с 2006 года действуют так называемые социальные патрули. Бригада из трех человек еженедельно обходит свой район, ищет бездомных и доступными силами и средствами пытается вернуть их в общество. Вместе с бригадой по столичным улицам прошелся корреспондент “МК”.

Итак, прошу любить и жаловать. Старший патруля — Татьяна Смирнягина. Вместе с ней на смену сегодня выходят Ольга Михайлова и Наталья Антонова. В дорогу нас напутствует директор Центра соцобслуживания “Рязанский” Ольга Пчелинцева, которая только что провела для меня вводную лекцию. По ее словам, соцпатрули с июня 2009 года оказали помощь 1764 бездомным по всей Москве, а по району Рязанский патруль с начала года помог 58 бродягам.  

Помощь прежде всего заключается в обычном человеческом участии. Соцработники дают юридические консультации, рассказывают бездомным, где те могут получить медобслуживание, поесть, бесплатно разжиться одеждой. Своих подопечных соцработники заносят в специальную базу данных, в ней уже 8990 фамилий. Такой учет позволяет лучше проводить индивидуальную работу с контингентом.  

Ну а теперь моя очередь знакомиться с контингентом. Мы пешком обходим район.  

— Бывает, что бездомные встречают нас настороженно, — говорит Татьяна Смирнягина. — Время такое, да и натерпелись они, как правило, — и от жизни, и от самих себя. Наша задача — протянуть тоненькую соломинку помощи. Ведь именно ее чаще всего человеку не хватает, чтобы выбраться из западни обстоятельств. Объясняем им, что опасно есть всякую пакость с помойки, пить фальсифицированную водку. Рассказываем, где можно получить медпомощь, если надо, и “скорую” вызовем. Как правило, бездомные относятся к нам хорошо. Случаев агрессии не припомню.  

За разговорами время проходит незаметно. Вот уже и маршрут заканчивается, а бездомных все нет. Соцработники считают, что нет их по весьма понятной причине — на улице тепло. В холода бездомные стараются держаться поближе к местам ночлега — теплым подвалам и теплотрассам. Либо идут в специальные городские учреждения (не хочется называть их ночлежками). Но они сейчас заполнены на две трети. В основном бездомные бродят по городу, ищут средства пропитания. А это и сдача пустых бутылок, и алюминиевая тара из-под пива и энергетиков. И, конечно, помойки. Наталья Антонова рассказывает, что случаются и отравления от такой пищи.  

— Помню, одной женщине бездомной говорили, говорили, предупреждали, предупреждали. Нет, съела какую-то курицу со свалки. Отравилась, само собой. Вызвали “скорую”, госпитализировали. Но вообще, наши люди о перспективе пищевого отравления думают в последнюю очередь. Странно, да?  

А вот и типичные представители “спецконтингента”. Пара друзей о чем-то тепло беседуют неподалеку от метро “Рязанский проспект”. Сразу видно, что мужики только-только “поправились”. И глаза добрые и блестящие, и улыбаются. Соцработники заводят душевную беседу. 50-летний Владимир зарегистрирован в Москве. Но жить дома не может — крепко разругался с сыном после смерти жены. Теперь обитает у подруги. Трудовую и ИНН потерял. Устроиться на работу поэтому не может. Надо-то всего 200 рублей, чтобы ИНН восстановить, а где их взять? Все деньги Володя тратит на себя (ну, в смысле, на водку). Его товарищ Борис от беседы деликатно уклонился. По словам Владимира, он живет у сестры. Тоже поддает. Соцработники записывают данные Владимира в анкету. Тот сотрудничает охотно. Сам приехал в Москву когда-то по лимиту. Умеет делать очень многое. И штукатур, и плиточник, и водитель. Руки, одним словом, растут откуда и положено.  

Ему дают список телефонов, объясняют, как надо восстанавливать документы. Да, да. Все он понимает. Устроится на работу обязательно. Вспоминает, что и полис медицинский он потерял. Все водка виновата. Выпил после работы, вот сумку с документами и “подрезали”. Прощаемся. Татьяна и ее коллеги выглядят почти счастливыми — все же помогли человеку. Хоть добрым словом, но помогли. А вы, друзья, когда говорили доброе слово бродяге в последний раз?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру