Птица сбила “гончую”

Под Пермью разбился второй за год “МиГ-31”

764-й истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Большое Савино под Пермью, в советские времена отличался элитным личным составом. Отвечавшие за защиту уральского промышленного района от американских стратегических бомбардировщиков летчики-асы с 1971 по 1984 год трижды награждались особыми грамотами за безаварийную службу. Последнее время истребители в окрестностях авиабазы падают регулярно.

Под Пермью разбился второй за год “МиГ-31”

Рано утром 6 сентября две пары «МиГ-31» («Foxhound» — «Лисья гончая» по классификации НАТО) выполняли плановые тренировочные полеты. Ведущий самолет второй пары оторвался от взлетно-посадочной полосы и почти немедленно скрылся в низком слое облаков. Не прошло и минуты, как машина снова появилась под облаками, сопровождаемая шлейфом густого черного дыма.

Еще через несколько секунд самолет разбился о землю у деревни Болгары, в 10 километрах от края ВПП. Экипаж в составе летчика подполковника Сергея Стоплянского и штурмана-оператора майора Андрея Горбачева пытался катапультироваться, но по какой-то причине сделать этого не удалось — оба пилота погибли.

19 ноября прошлого года полк уже терял «МиГ-31», но при других обстоятельствах. Летчики Станислав Коваленко и Дмитрий Медведкин, отрабатывая фигуры высшего пилотажа, завели машину в штопор и вынуждены были катапультироваться. При этом, как сообщил «МК» один из служащих в полку офицеров, тогда тоже не обошлось без сбоя. После первого нажатия ручек фонарь отошел, однако сами кресла выстрелили намного позже, после того как командир экипажа повторно активировал катапульту. В результате Коваленко приземлился неудачно и повредил ногу.

Как и в случае с нынешним инцидентом, все полеты «МиГов» тогда были прерваны, однако уже 15 декабря запрет был снят. Следствие пришло к выводу, что технических неполадок в работе самолетов не было, а виноват во всем экипаж.

Эксперты «МК» склонны считать, что в нынешней аварии пилоты виноваты только в том, что не успели спасти себе жизнь.

Александр Акименков, летчик-испытатель:

— Черный дым однозначно говорит о пожаре в двигателе. В принципе ничего страшного в этом нет, пилот должен был увидеть это, включить систему пожаротушения и посадить машину на одном двигателе. «МиГ-31», можно сказать, моя родная машина, я сажал их так не раз и не два. Может быть, из-за сильной облачности понять, в чем дело, было сложно, а времени на принятие решения было мало.

У 31-го спереди огромные воздухозаборники. При взлете в них могла попасть птица. При неудачном стечении обстоятельств это могло вызвать значительные повреждения, повлекшие помпаж, повышение температуры, взрыв, от которого вращающиеся со скоростью 12 000 оборотов в минуту лопатки турбины разлетаются, как шрапнель, перерубая все вокруг.

В любом случае было какое-то внешнее влияние. Просто от износа двигателя этого случиться не могло — они на «МиГ-31» очень надежные. Так же как и кресла. На моей памяти были случаи, когда экипаж катапультировался с земли и спокойно приземлялся, так что малая высота не должна была быть помехой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру