Чертово колесо внезапно остановилось в 18.40. Как рассказал начальник пресс-службы московского управления МЧС Евгений Бобылев, на место происшествия в 19.05 прибыли два поисково-спасательных отряда.
Люди тем временем стали нервничать. Наверху заплакали дети. Впрочем, некоторые “заложники” из-за неудавшегося рейса даже не расстроились:
— Наша кабинка была открытая, так что насладились всеми прелестями заката, — поделился впечатлениями молодой человек по имени Вячеслав. — Особенно повезло тем, кто застрял в открытой кабинке прямо на верхней точке. Спасибо МЧС, принесли нам лесенку, и мы слезли — прямо как в “Малыше и Карлсоне”.
Среди заложников чертова колеса оказалась и певица Виктория Дайнеко.
— На выходные ко мне приехала подружка из Питера. Я решила показать ей Москву с высоты птичьего полета, и мы поехали на ВВЦ, на колесо обозрения, — рассказывает девушка. — Но произошел инцидент, который немного смазал все впечатления. Но все равно это недоразумение не остановит меня от похода в парк развлечений.
С помощью пожарной техники спасатели спустили на землю шестерых человек. Остальные вышли сами — колесо постепенно прокрутили, чтобы освободить людей. Пятеро пострадавших в состоянии нервного расстройства обратились к дежурным медикам из бригад скорой помощи. Работу аттракциона приостановили до полного выяснения обстоятельств.
— Ничего страшного не произошло. У колеса обозрения на ВВЦ просто раскрутился болт у привода. Людей высадили с помощью штатной приводной системы колеса обозрения, — говорит президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Владимир Гнездилов.
Самое удивительное, что чертово колесо на ВВЦ по сравнению с собратьями в других парках весьма молодо. Ему немногим больше 10 лет. “Для колес такого уровня это не срок. Они должны служить как минимум 50 лет”, — утверждает Гнездилов.
Злополучное колесо было установлено в 1997 году, к 850-летию Москвы. Высота аттракциона 73 метра, полный круг он совершает за 7 минут. Но нынешней весной у инспекторов возникли вопросы по поводу надежности колеса, и они приостановили его работу. Однако вскоре аттракцион получил все необходимые освидетельствования, и Спецгостехнадзор разрешил его эксплуатацию. Тогда же замначальника этого ведомства Владимир Бачурин заверил, что “в городе нет каруселей, отслуживших срок эксплуатации, и посетители парков могут спокойно отдыхать”.
Но спокойно не получается. Происшествия на московских аттракционах происходят с пугающей регулярностью. Только за последние 15 месяцев это уже третье ЧП. В мае 2008-го в Московском зоопарке опрокинулся детский паровоз, пострадала восьмилетняя девочка. 9 мая года нынешнего на Поклонной горе из кабины аттракциона “Астероид” на полном ходу выпал гражданин Индии, он остался в живых лишь чудом. Впоследствии выяснилось, что оператор посоветовал посетителю не пристегиваться.
Кстати, по статистике, больше 70% происшествий и несчастных случаев на аттракционах происходят из-за ошибок операторов. “На эту работу идут либо студенты, либо пенсионеры, нередко приезжие из стран СНГ. Эти люди не только не проходят специального обучения, они вообще случайно попадают на эту работу — их нанимают обычно на сезон”, — говорит главный специалист отдела по надзору за аттракционами Спецгостехнадзора ОАТИ Александр Соколов.
На какие аттракционы лучше не садиться? В первую очередь нужно избегать каруселей, помнящих Хрущева и Брежнева. Особенно опасны “Орбиты” и “Сюрпризы”, которые давно выработали нормативный срок (трагедия на последнем в 2004 году произошла в Лианозовском парке). Сто раз подумайте, прежде чем сесть на колесо обозрения в Измайловском парке: оно крутится с 1957 года. Нет, по документам все в порядке: организация-изготовитель провела в 2006 году капремонт этого аттракциона, и до 2010-го он работает на законных основаниях.
В то же время неприятности могут подстерегать посетителей парков и на новых аттракционах. Эксперты предупреждают: нередко хозяева пренебрегают правилами безопасности, чтобы не терять прибыли.
— Нарушения могут быть не только на простых каруселях, но и на экстремальных, — рассказывает Александр Соколов. — Например, на том же ВВЦ есть аттракцион “Брэйк-данс”. Там 4 модуля, на каждом — 4 кресла. Некоторое время назад один модуль поломался, но “Брэйк-данс” продолжал работать. Таких вещей делать нельзя ни в коем случае!
Специалисты утверждают, что все работающие аттракционы в Москве прошли специальную проверку, однако гарантировать их абсолютную безопасность нельзя.
— Специального закона о безопасности аттракционов у нас до сих пор нет. Технический регламент о безопасности аттракционов, который должен узаконить проведение обязательных проверок и надзор на каждом, сначала почти два года проходил экспертизу в Правительстве РФ, а теперь находится на рассмотрении в Госдуме, — сетует Владимир Гнездилов. — Аттракционы сегодня проверяют, основываясь на Законе о защите прав потребителей и правилах проведения добровольной сертификации. Это, конечно, немало, но совсем не то, что закон.
В то же время и депутаты Мосгордумы уже не первый год готовят законопроект “О государственном надзоре и контроле над техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов и других устройств для развлечений”. Предполагается, что в нем должны быть прописаны основные требования, начиная с того, кто может работать карусельщиком, и заканчивая страховыми случаями.
Сейчас все аттракционы находятся под контролем инспекции по безопасности аттракционов при правительстве Москвы. Но самостоятельного статуса у этой инспекции нет. А это значит, что до того, как будет получено решение суда, она не может запретить эксплуатацию опасных качелей-каруселей.
Президент РАППА решил успокоить читателей “МК” утешительной статистикой поломок российских аттракционов. Оказывается, у нас в стране они ломаются в 100 раз реже, чем самолеты.
Радоваться этому не хочется.