Еле живая “Тушка”

От очередной авиакатастрофы с сотнями погибших Россию спасло лишь чудо

От очередной авиакатастрофы с сотнями погибших Россию спасло лишь чудо
Второй пилот Михайловский, стюардесса Лапкина, бортинженер Касатонов.
Крупная авиакатастрофа произошла в ночь на понедельник в районе аэропорта “Домодедово”. Не долетев буквально километра до посадочной полосы, рухнул в лес “Ту-204”, возвращавшийся из Хургады. Пассажиров в самолете не было. В результате крушения пострадали восемь человек экипажа. Но самое удивительное — проблемы с самолетом начались еще в воскресенье. Тем не менее на нем в Египет отправили более 200 человек. То есть более глобальной катастрофы удалось избежать чудом! И, как выяснил “МК”, подобное развитие событий было предопределено еще накануне.

Отсроченная катастрофа

Выполняя рейс Москва—Хургада, именно этот “Ту-204” вылетел из “Домодедово” в 4 часа утра воскресенья. Когда самолет долетел до Орла, экипаж почувствовал задымление и решил вернуться в Москву. Посадка прошла успешно. Оказалось, что у самолета возник сбой в системе обогрева лобового стекла. В принципе это незначительная поломка. Неисправность починили, и самолет вновь отправили в небо. Пассажиры были напуганы, возмущались, что их не покормили, но отправились тем же бортом на курорт. К счастью, без происшествий.

Обратно самолет летел уже пустой. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский рассказал, что около 2.30 “Ту-204” авиакомпании “Авиастар-ТУ” штатно заходил на посадку. Но приблизительно на расстоянии в 1 километр от ВПП “Домодедово” отметка самолета исчезла с экрана радаров. Через некоторое время стало понятно, что произошла катастрофа. Самолет перед падением снес большое количество деревьев, и после удара о землю у машины отлетело левое крыло, а также практически оторвало кабину. Фюзеляж оказался разломан в двух местах. “Каким-то чудом не произошло возгорания. А все потому, что в баках фактически не было топлива”, — комментируют специалисты.

Загадка для экипажа

Тем не менее все в один голос говорят: экипаж родился в рубашке. Похожая авиакатастрофа уже случалась несколько лет назад в окрестностях “Шереметьево”: там упал сразу же после взлета пустой самолет… Тогда выжили только две стюардессы. Теперь повезло всем. 23-летний бортинженер Алексей Касатонов вообще отделался легким испугом. 32-летний командир экипажа Александр Косяков получил закрытую черепно-мозговую травму. Он в 1999 году окончил Ульяновское высшее летное училище. Общий налет — 5000 часов. С аналогичной травмой госпитализирован 52-летний бортинженер Сергей Горячев — выпускник Киевского института инженеров гражданской авиации. В воздухе он провел более 10 000 часов.

Сотрясение мозга диагностировано у 32-летней бортпроводницы Ирины Лапкиной. Она трудится в авиакомпании “Авиастар” с 2009 года. До этого работала в красноярской авиакомпании “Сибавиатранс”. Лапкина закончила Авиационный технический колледж в Красноярске.

— Я знаю Ирину чуть больше года, она добрая, отзывчивая, ответственная, — рассказала “МК” ее приятельница Галина Храмцова. — Мне очень нравилось с ней летать. У Ирины есть сын, он живет вместе с ее родителями. А сама она снимает квартиру в Жуковском.

36-летний пилот Алексей Михайловский — уроженец города Оленегорска Мурманской области. Он окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. У него также сотрясение мозга, как и у 45-летней стюардессы Марины Кудряшовой (они помещены в реанимацию). 40-летний Алексей Модин и 24-летняя Юлия Соболева получили ссадины и травмы плеча и от госпитализации отказались. В своих показаниях летчики единодушны: “Мы не знаем, что произошло”.

Судно повышенного риска

“Черные ящики” вчера уже были найдены и отправлены на расшифровку. После нее можно будет говорить о причинах катастрофы. “МК” обратился за комментариями к экспертам.

Эксперт в области авиапроисшествий:

— По мнению многих экспертов, преждевременное снижение по глиссаде — наиболее вероятная причина падения. Рано утром 22 марта в столице были плохие метеоусловия, туман. Вообще, специалисты считают сложными метеоусловия в температурных рамках от -5 до +5 градусов. На тот момент на прием воздушных судов работал только один аэропорт — “Домодедово”. Скорее всего пилоты стали быстро снижаться, что в конечном счете привело к падению. Вообще, на расстоянии 1 км от ВПП высота полета лайнера должна составлять 100 метров. Правда, в этой версии есть непонятный момент — почему диспетчер, наблюдая резкое снижение, не дал команду: “Горизонт, прекратить снижение”?

Потом все говорят, что у самолета закончилось топливо. Не исключено, что “Ту-204” летел против ветра, в этом случае расход горючего больше. Противники этой версии утверждают, что в самолете всегда есть аэронавигационный запас топлива (он специально рассчитывается, исходя из веса крылатой машины и т.д.). Кроме этого, командир должен был сообщить об этой проблеме диспетчеру. Вообще, предположим, даже если бы и закончилось топливо, то сначала отключается один двигатель, а потом другой. То есть лайнер мог бы дотянуть до полосы.

Наименее вероятная причина — техническая неисправность. 16 лет — это сравнительно небольшой срок службы для крылатой машины. Если бы случился отказ в гидросистеме, то скорее всего самолет с большой вертикальной скоростью упал бы вниз и никто бы не выжил. Отказ двигателя? Но два двигателя не отказывают одновременно. К тому же “Ту-204” наверняка осмотрели после ремонта системы электрообогрева.

Летчик с многолетним стажем ведущей российской авиакомпании:

— Меня удивляет: почему после первого инцидента самолет вылетел уже через пару часов? По идее, пассажиров должны были пересадить в другой самолет, а затем уже спокойно заниматься расследованием. Своим приказом начальник Московского регионального управления Росавиации обязан создать комиссию, установить причины случившегося. За пару часов всего этого не сделаешь. Значит, можно предположить, что тут присутствует коррупционная составляющая.

Еще часто можно слышать, что у “Ту-204” есть проблемы с его двигателями ПС-90. Но это не так. С ними никаких проблем нет, если их грамотно эксплуатировать. И вообще у этого самолета нет проблем, когда проводится грамотная техническая эксплуатация, а также своевременное финансирование для поддержания его летной годности и подготовки летного состава.

Руководитель аналитической службы “Агентства Авиапорт” Олег ПАНТЕЛЕЕВ:

— В случае с обратным полетом из Хургады непонятного больше. Можно вспомнить случай с “Ту-204”, который случился лет восемь назад в авиакомпании “Сибирь”. При взлете из “Внуково” автоматика совершенно на ровном месте перевела самолет в снижение, и “Ту-204” неожиданно потерял несколько сотен метров высоты. Тогда решили, что это какой-то сбой в электронном блоке. Однако нельзя исключать, что если после того случая было что-то не устранено, то аналогичный сбой мог иметь место и сейчас. Хотя когда самолет заходит на посадку, как в данном случае, и находится уже на малой высоте, то экипаж берет управление и пилотирует вручную. И все-таки такой прецедент, когда “Ту-204” потерял несколько сот метров высоты, был.

Наиболее распространенные проблемы, которые отмечались у “Ту-204”, — это различные срабатывания сигнализации по двигателям. В ряде случаев это оказалось связано с некондиционным топливом. Но были и несколько случаев повышенной вибрации двигателей. А также много случаев ложного срабатывания разных датчиков. Как правило, это некорректная работа различных сигнализаторов, измерительных приборов, связанная с проблемами электроники.

Хотелось бы напомнить, что ранее ни одного самолета “Ту-204” не было потеряно в авариях. Единственным серьезным происшествием стала в начале 2000-х его посадка в Омске с двумя неработающими двигателями. Они остановились из-за того, что было полностью выработано топливо. Хотя данный случай скорее можно записать в плюс этому самолету. Тогда дело закончилось лишь легкими повреждениями, и “Ту-204” вскоре вернулся в эксплуатацию.

Не самая плохая компания

Авиакомпания “Авиастар-Ту” оказывает свои услуги начиная с 2000 года. Она находится на 21-м месте в рейтинге компаний по итогам инспекторских проверок. Для справки: проверке подлежат документы членов экипажа, судовая и полетная документация, фактическое состояние воздушного судна, наличие и состояние обязательного оборудования кабины, коммерческая загрузка. К слову, всего три позиции спасли “Авиастар-ТУ” от попадания в так называемый “красный список” опасных авиакомпаний. При этом корпорация стоит на почетном третьем месте среди остальных по показателям пунктуальности (минимальной задержки рейсов).

В 2002 году у борта RA-64011 был неприятный эпизод: во время одного из полетов за 15 км до посадки кончилось топливо. Однако тогда летчикам ценой неимоверных усилий удалось посадить лайнер, практически не повредив его.

Росавиация 22 марта запретила авиакомпании “Авиастар-ТУ”, чей самолет разбился в “Домодедово”, осуществление пассажирских перевозок. После авиапроисшествия у авиаперевозчика остался один пассажирский самолет, а по российским авиационным правилам, если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки .

СПРАВКА "МК"

“Ту-204” — среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный АНТК им. А.Н.Туполева в 1980—1990 годах для замены “Ту-154”. Пассажировместимость — до 210 человек. Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке — 4300 км.

С 2001 года было зафиксировано 13 случаев вынужденных и аварийных посадок самолетов семейства “Ту-204”. Ни в одном из этих случаев пострадавших не было.
Разбившийся “Ту-204-100” был выпущен ульяновским заводом “Авиастар-СП” в 1994 году и эксплуатировался довольно активно. 19 марта этого года он был на плановом ремонте на заводе-изготовителе. Представитель предприятия заявил: “Согласно договору с авиакомпанией, самолет был у нас на плановом ремонте по замене шасси. Мы его проверили по всем параметрам, все было нормально”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру