«Южный порт» меняет имидж

Территорию бывшего АЗЛК превращают в технополис

Крупнейшая промзона на юго-востоке Москвы, известная жителям столицы как территория бывшего АЗЛК и официально именуемая «Южный порт», в скором времени должна изменить свой имидж и внутреннее содержание. Проект развития этого объемного участка дорогой столичной земли разработали специалисты института Генплана Москвы. На территории «Южного порта» предписано построить дороги и развязки, специализированные стоянки для хранения автотранспорта, зеленые зоны экологической реабилитации и многое другое. В красивую идею столичные власти вкладывают порядка 9 млн бюджетных рублей, а к участию в проекте привлекают влиятельных и состоятельных инвесторов.

Территорию бывшего АЗЛК превращают в технополис

Огромная территория, на которой разместилась крупнейшая московская промзона «Южный порт», с незапамятных времен использовалась городом под свалки и канализационные отстойники. Сюда сливали сточные воды и свозили мусор со всего города. Называлось местечко весьма неблагозвучно — Сукино болото, говорят, по фамилии исторического владельца боярина Василия Сукина. Царство отбросов с зараженной почвой и отравленным воздухом пользовалось в городе дурной славой. Впрочем, это не помешало предприимчивым людям использовать его с пользой для дела. В начале XX века здесь появились небольшие предприятия — утилизационный, клееварный, альбуминный заводы и городская бойня. К 1914 году мусор настолько утрамбовал зыбкие болотные почвы, что здесь даже наметилось городское строительство, которое, правда, тогда так и не осуществилось. В это же время к урочищу Сукино болото пустили отдельную техническую трамвайную ветку. В общем, история у «Южного порта» получилась самая что ни на есть промышленная.

Летом 1968 года бывшее болото превратилось в стройплощадку — началось строительство корпусов Московского завода малолитражных автомобилей — знаменитого «Москвича». Под предприятие выделили десятки гектаров земли, провели отдельную железнодорожную ветку, в соответствии с тогдашними нормами заложили санитарную зону. Утром к проходной стекался народ со всей округи — из Печатников и Текстильщиков. Под жилищные нужды работников производства строились целые кварталы жилья. Автомобильный завод работал вплоть до середины 1990-х. В 2006 году предприятие было признано банкротом. Вместе с гибелью завода в упадок пришла и вся территория промзоны.

— Вы когда-нибудь бывали в цехах действующих автозаводов? — спросил меня руководитель мастерской института Генплана, занимавшейся разработкой проекта планировки территории «Южного порта» Михаил Едунов. — Это очень впечатляющее зрелище! Автоматизированная техника, красивое и мощное производство. От этого величия, к сожалению, не осталось и следа. Опустевшие заводские цеха размером с несколько футбольных полей, правда, тоже производят неизгладимое впечатление, но оно, как бы это правильно выразиться, — скорее пугающее.

Когда городские власти всерьез озаботились судьбой промзоны «Южный порт», на ее территории числилось несколько десятков различных собственников, которые зарабатывали преимущественно арендой обветшавших ангаров. Кое-где, правда, работали автосервисы, некоторые отчаянные бизнесмены осуществляли здесь попытки наладить личное производство. Самым надежным правопреемником бывшего «Москвича» оказалось совместное российско-французское предприятие «Автофрамос».

А теперь в недрах московского правительства родилась идея о создании на территории бывшего «Москвича» современного индустриального центра наподобие «Сколково». Будущее производство назвали Технополисом, а в качестве слогана выбрали девиз «Здесь производят будущее». На инновационное детище сделали серьезную ставку — его поручили опекать департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства, привлекли крупных инвесторов, отремонтировали и модернизировали заводские площади и полностью приспособили их для размещения так называемых резидентов. Предполагается, что там со временем разместятся высокотехнологичные компании, для которых предусмотрено льготное налогообложение и специальная инфраструктура: логистические центры, специализированные склады, научно-образовательные и научно-технические лаборатории, конгресс-зона. Кроме того, на территории «Южного порта» размещается собственная таможня. На сегодняшний день в Технополисе уже работает порядка 20 компаний.

— Главным препятствием для развития «Южного порта» является недоразвитая транспортная инфраструктура, — рассказали «МК» в институте Генплана. — Дорог хронически не хватает, практически отсутствуют поперечные связи, не используются существующие железнодорожные пути, нет цивилизованных условий для хранения автомобилей. Что говорить, если сотрудники действующих предприятий для проезда на другую часть собственной территории используют общегородские дороги, тем самым существенно нагружая Волгоградский проспект и примыкающие к нему магистрали. Поэтому мы предложили ряд мероприятий, которые существенно облегчат жизнь как самим обитателям промзоны, так и жителям примыкающих к ней районов. В первую очередь это строительство дополнительных дорог и магистралей, реконструкция эстакад, сооружение моста, соединяющего отдельные участки территории. Отдельно решается проблема парковок и хранения транспорта — кроме функциональных парковок в «Южном порту» появятся и паркинги для жителей близлежащих домов. Кроме этого изменятся границы природного комплекса — увеличенная на несколько гектаров зеленая зона будет играть роль природного коридора, который поможет уводить от жилых массивов вредные выбросы.

Уже в ближайшее время возле станции метро «Текстильщики» появится транспортно-пересадочный узел, будет проложен дополнительный трамвайный маршрут, уйдет на специальные проезды большегрузный транспорт, появятся новые эстакады и мосты. Реконструкция коснется территории площадью около 126 гектар. Предполагается, что новые производства и предприятия смогут обеспечить работой до 15 тысяч человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру