Лифтовым хозяйством Москвы заинтересовалась прокуратура

Проверки пройдут по всему городу

Закономерно, что после трагических случаев с лифтами состояние лифтового хозяйства Москвы привлекло к себе внимание прокуратуры. Проверки работы подъемных механизмов начались по всему городу. Корреспондент «МК» вместе с представителями прокуратуры Северо-Восточного округа проинспектировал подъемные механизмы в Северном Медведкове.

Проверки пройдут по всему городу

Мы стоим у подъезда серой многоэтажки на улице Грекова, 4. Панельный дом не отличается от десятков других.

— Прокуратура Москва поручила нам провести проверки лифтов на севере столицы — слишком много жалоб от жильцов, — рассказывает помощник прокурора СВАО Тимур Шевченко. — Пока осмотрели только восемь домов, но изучим со временем все жалобы.

На верхний этаж поднимаемся на том самом лифте. На лестничной клетке уже с нетерпением ждут две пожилые женщины, рассказывая наперебой.

— У нас такой лифт: вызываешь его на первый, приезжает на второй, приходится бежать за ним, — говорит Екатерина Николаевна. — А вызываем на второй — приезжает на третий.

Игра в догонялки началась летом прошлого года: тогда лифт был отключен на профилактические работы, а потом снова запущен. С тех пор механизм живет своей жизнью. Жильцы, естественно, не один раз писали заявления с просьбой прийти и проверить механизм. В начале наступившего года их наконец услышали:

— Эксплуатирующая компания в январе проводила практику, производила наладку, — рассказывает главный инженер ГБУ «Жилищник» района Северное Медведково Людмила Колесникова, — до первого января лифт стоял сутки, потом его запустили...

Прокуратура устроила массовые проверки лифтового хозяйства в Москве

Прокуратура устроила массовые проверки лифтового хозяйства в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

Запустили — и прекрасно. Но мы вместе с прокурором обнаружили новую неисправность — заедание реверса. Если между закрывающими дверьми попадает какой-то предмет — палка, рука, коляска, — то двери, коснувшись его, должны открыться обратно, а не зажимать. Если двери заедают, то застрять может и человек, и коляска с ребенком, что неоднократно приводило к трагедиям, таким, как прошлогодняя на улице Островитянова с гибелью младенца. Так что лифт-то как сбоил, так и продолжает! На свою последнюю жалобу женщины получили еще более удивительный ответ: потерпите немного, в 2017 году плановая замена — вот тогда и накатаетесь...

Сама дата — 2017 год — вызывает большие вопросы и у прокуратуры. В техническом регламенте на лифты указано, что срок эксплуатации подъемного механизма равен 25 годам. Представитель ГБУ «Жилищник» спешно добавила, что этот показатель для разных марок разный — от 25 до 32 лет. Вспомнив элементарную арифметику, подавшие жалобу женщины тут же сосчитали: если лифт запущен в 1968 или 1969 годах, а на дворе 2015-й, то 32 года уже давно прошли. И вот в этом кроется первая причина, по которой лифты в столице находятся в столь упадочном состоянии.

— В 2013 году по указанию управления капитальных работ и ремонта города Москвы (УКРИС) была проведена экспертиза, которая установила, что данный лифт может работать до октября 2016 года включительно, а потом подлежит замене. Причем если бы экспертиза заключила, что механизм возит людей исправно, то его работу продлили бы еще на 25 лет, — рассказал нам Александр Коновалов, начальник участка по Северному Медведкову по обслуживанию лифтов.

Такие проверки проводятся повсеместно, как только истекает срок службы механизма. Компанию, которая будет проводить экспертизу, УКРИС выбирает на основе конкурса, и проверять фирма должна вроде бы по стандартам: внимательно следить за цепями безопасности, работой реле, тем, как лифты открываются и закрываются, электроникой. Но, как мы видели сами, у нашего подъемника платы пришли в негодность, двери могут легко зажать человека, а лифт живет своей отдельной жизнью за год до окончания его эксплуатация.

— В 1995 году многие московские лифты были модернизированы, — продолжает Коновалов, — в том числе и этот. В чем заключалась модернизация: поставили новую панель управления. И все. И от этого срока начали заново отсчитывать 25 лет. Стал ли лифт новым? Нет. Зато теперь можно подождать еще четверть века, чтобы его не менять.

Возникают большие сомнения, что конструкцию в доме по улице Грекова заменят в ноябре. Скорее всего, власти дотянут до 2017 года, чтобы поменять лифт по программе капитального ремонта, не размениваясь на 2 месяца.

— В Северном Медведкове по крайней мере 300 лифтов уже стоят на замену, таков их средний возраст, — продолжает Александр Николаевич. — При этом если пытаться ремонтировать лифт по частям, то упираешься в тупик: например, здесь я снял с подъемника всю электронику, а ее даже починить негде! И запасной нет, потому что их в принципе перестали выпускать.

По словам Коновалова, большая часть проблем с лифтами — отказ электронных систем управления: «Они очень ненадежные. При этом в случае сбоя обычный жилец дома сам исправить проблему не сможет — нужно вызвать механика, который на 20–30 секунд отключает лифт, а потом подключает его обратно. Перезагружает для нормальной работы».

На электронику влияет много факторов: от срока службы до грозы, во время которой на проводку лифта наводится высокое напряжение. И каждый раз перезапускать кабину должен механик.

— Сейчас на электромеханика ложится огромная нагрузка, — продолжает Александр Николаевич. — Раньше дежурило не менее 4 работников, которые следили за освещением в кабине, за ее состоянием и в случае чего освобождали пассажиров. Таких смен в день было четыре. К ним добавлялись еще три линейных электромеханика, которые уже конкретно занимались регулировкой контактов, проверяли электронику, шахты. Всего получалось, что 100 лифтов обслуживало 19 специалистов. Сейчас этим занимается один человек! Естественно, качество работы как лифтеров, так и лифтов упало в разы.

По словам Коновалова, в день из ста лифтов неисправности возникают в среднем у двадцати механизмов, которые лифтер должен обежать и привести в нормальное состояние. Отсутствие надзора со стороны эксплуатирующих компаний, недостаток рабочих рук и отсутствие должного технического осмотра приводят подъемники к катастрофическому состоянию.

В другом доме на Алтуфьевском шоссе, 92, куда прокуратура отправилась после Медведкова, совершенно новые на вид лифты были не менее опасны, чем изношенная конструкция.

— В этом доме проверка выявила нарушения работы фотоэлемента: на полу есть светящиеся полоски, и по правилам, если вы их задеваете, то лифт не должен закрываться, иначе вас может зажать, — разъясняет Тимур Шевченко. — Здесь эта система не работает. При движении лифта слышится скрежет, то есть подъемник трется о детали. Из-за этого вхолостую могут сработать ловители.

Ловители — те самые элементы, которые должны поймать лифт, если тот будет падать. То есть по факту конструкция упасть не может, опять же, если за ловителями следят механики и контролируют их работу.

Всю ситуацию, происходящую сейчас вокруг подъемных конструкций, можно охарактеризовать одной фразой: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Безответственность эксплуатирующих компаний, которые, выиграв тендер, не спешили выполнять свои обязательства, сетуя на отсутствие работников, привела к хаосу в лифтовом хозяйстве. Нанять новых сотрудников кто-то или что-то, видимо, мешает. Пока не будет стандартов, в которых точно учтут число механиков на число лифтов, нормы их работы, сроки эксплуатации лифтов и параметры экспертизы, сводки новостей будут пополняться все новыми героями трагических лифтовых историй.

После трагедии на Авиационной прокуратура проверяет работу лифтов

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27012 от 21 января 2016

Заголовок в газете: Лифт не упадет — механик не перекрестится

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру