8.30, станция «Театральная». В метро привычная для этого времени мясорубка: тщетная борьба за свободные места, проверка вагона на растяжимость и прочие прелести московского утра. Прорываемся через толпу в вестибюле и поднимаемся на поверхность. Картина меняется разительно: на Театральной площади пустынно, только редкие китайские туристы фотографируют Большой театр и Госдуму. На краю тротуара, почти как оазис в пустыне, — остановка общественного транспорта, часть новой маршрутной сети «Магистраль».
Как и обещали власти, на всех остановочных пунктах размещены схемы движения нового транспорта — красочная большая карта, жаль только, не слишком подробная: рисунок указывает направление движения, а наличие конкретной остановки в маршруте нужно спрашивать у водителя. В понедельник утром количество читателей схемы, если бы не корр. «МК», равнялось нулю. Можно было подумать, что люди не хотят мерзнуть на остановке, но нет: магистральные маршруты (с буквой «М»), как и обещалось, приходили через каждые пять минут и даже чаще. В какой-то момент на остановке скопилось сразу шесть автобусов разных маршрутов. Абсолютно пустых автобусов. Может, не «грибное» место?
— Маловато сегодня народу, — признался сотрудник «Мосгортранса» в салатовом жилете. — Наверное, народ еще не освоился.
Многие москвичи действительно отнеслись к нововведению с опаской: привычные автобусы изменили свое название и маршрут, а рисковать утром в рабочий день не хотелось.
— Хотя новые маршруты дублируют ветки метро, я вряд ли променяю подземку на «Магистраль», по крайней мере, когда спешу на работу, — рассказал «МК» москвич Евгений, ожидающий автобуса на Лубянской площади. — Сегодня решил попробовать, так как поехал по личным делам. На метро, я уверен, доберусь от станции «Теплый Стан» до «Охотного Ряда» за 35 минут, а на автобусе, во-первых, ехать дольше, значит, надо раньше просыпаться (я на такие подвиги не способен), а во-вторых, на выделенные полосы все равно кто-то может заехать.
Мы решили проехаться на автобусе «М6» (от метро «Нагатинская» до силикатного завода). На остановке рядом с Библиотекой имени Ленина указанный интервал движения автобусов — пять-десять минут. Прождали и пять, и десять. Уже начали приплясывать и подпрыгивать на октябрьском холодке, а заветный синий транспорт все еще не показывался на горизонте. Зато друг за другом (видимо, боясь потеряться) проехали сразу пять автобусов «М3»!
— Не знаете, давно «М6» проезжал? — спрашиваем коллегу по затянувшемуся ожиданию.
— Уже минут 20 никто не едет, — отвечает пожилой мужчина. — В предыдущий рейсовый автобус, на котором я сюда ехал, врезался мотоцикл, никто не пострадал, но до этой остановки пришлось метров 300 пешком идти. (Позже мы увидели этот автобус с включенной «аварийкой». — «МК».)
По словам мужчины, до самого центра автобус следовал с неизменным пассажирским составом в пять человек: «Большую часть пути параллельно «М6» идет троллейбус, вот он был забит под завязку, народ аж с подножек свисал. А новый маршрут пока пугает — непонятно, как он идет. Может, крюк большой сделает, а может, вообще в другую сторону поедет?»
Наконец, на горизонте показывается наш автобус. В салоне опять просторно, всего человек восемь.
— Этот автобус обычно шел до Павелецкого вокзала, — рассказали пассажирки. — И мы на нем очень удобно добирались до работы. Но сегодня водитель нас предупредил, что маршрут поменялся: теперь следует до станции «Нагатинская»... До офиса придется минут 20 идти...
Перед остановкой «Большая Якиманка» автобус съехал с проторенной «выделенки» и... застрял в пробке. А потом мы вдруг поняли, что едем не в ту сторону: разобраться с навигацией новичку, увы, проблематично.
Возможно, что через пару недель москвичи привыкнут к новой транспортной схеме и будут мечтательно вспоминать те дни, когда в автобусах еще были пустые места. Но есть детали, которые точно нуждаются в доработке: нет подробного и интуитивно понятного маршрута, москвичи недостаточно оповещены об изменении движения их привычных автобусов, указанные интервалы не всегда соблюдаются.