Загад на оклад

Педагоги станут получать по новой схеме

С 1 сентября оплата труда российских учителей будет осуществляться по-новому – ее напрямую свяжут с результатами их деятельности. О том, по каким критериям оценивать педагогический труд, а также о размерах вознаграждения за преподавание «разумного, доброго, вечного» идет сегодня речь на собрании учителей в Ханты-Мансийске. В течение двух дней (18 и 19 июля) они обсудят свои новые оклады, а также способы справедливого распределения школьного денежного пирога.

Одно из главных направлений нацпроекта «Образование» — перевод отечественных школ на отраслевую форму оплаты труда (ОФОТ). Ее уже внедрили более чем в 40 регионах страны, а с 1 сентября 2008 года на нее должны перейти все отечественные альма-матер.

Зарплату учителя разделят на две части – базовую и премиальную. Базовая (70%) будет зависеть от его квалификации и нагрузки, а премиальная – от того, насколько хорошо он выполняет свои обязанности.

По идее, ОФОТ направлена на то, чтобы поставить зарплату учителя в зависимость от качества труда. Хороший педагог должен получать хорошо, а плохой — сидеть на «голом» окладе. На деле же новая система может привести к тому, что вместо преподавания учителя займутся дележом денег. Причем далеко не в самой цивилизованной форме.

Тем, кто работал в школе, известно: учительские коллективы по природе своей очень склочные. Во-первых, они на 90% женские, во-вторых, между учителями постоянно идет борьба за часы, удобное расписание и пр. Раньше при оценке труда педагога действовал жесткий принцип — количество уроков умножалось на коэффициент по ЕТС. Плюс доплата за категорию, классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом и пр.

При ОФОТ такой ясности уже не будет. Директор и коллектив получат право самостоятельно распоряжаться деньгами. Это значит, что напряжение в школах еще больше возрастет.

ОФОТ, конечно, хотят внедрить с самыми благими целями — чтобы поощрить старательных педагогов и наказать нерадивых. В самом деле, учителю сегодня приходится много заниматься сверхурочной работой: подтягивать отстающих, встречаться с родителями, участвовать во внеклассных мероприятиях и т.д. Это почти никак не оплачивается, поскольку не входит в учебный план. Поэтому педагоги нередко увиливают от воспитательной и культмассовой работы. По-существу, учитель превратился в урокодателя – отбарабанил свое у доски и до свидания.

Кроме того, практически никак не поощряются и личные качества работника школы: и талантливый учитель, преподающий по новым технологиям, и бездарь, талдычащий по старинке, получают почти одинаково.

При ОФОТ деньги должны даваться не только за учебные часы, но и за всю работу в целом, в том числе за внеклассную и методическую. Очень важно, что труд учителя станут оценивать его коллеги, а также ученики и их родители. И общественное мнение при распределении средств может оказаться весьма существенным.

Однако есть опасение, что дележ денежного пирога не всегда будет справедливым. Во-первых, у любого директора есть свои учителя-любимчики, а во-вторых, отношение ребят к педагогу часто необъективно. Строгий, требовательный учитель проигрывает «душке», позволяющему делать на уроках все что захочется, или «либералу», ставящему явно завышенные оценки (в угоду родителям).

И тогда неизбежно возникает вопрос: а судьи кто? Где объективные критерии оценки учительского труда? Их выработке, в частности, и будет посвящено собрание педагогов в Ханты-Мансийске.

Кстати, в некоторых регионах РФ уже происходит «выдавливание» учителей из школ. Ведь теперь педагоги делят один пирог на всех, поэтому выгодно, чтобы «ртов» было как можно меньше. И за бортом чаще всего оказываются пожилые работники (их вынуждают переходить в продленку, чтобы меньше платить), а также молодые учителя, только что закончившие институт. В некоторых школах существует даже конкурс на место преподавателя. Что будет после 1 сентября, не знает никто…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру