Российские ученые придумали специальный гель для заживления огнестрельных ран

Ученые из Института проблем химической физики РАН выяснили причину вторичного некроза, из-за которого хирургам приходится не только «чистить и шить» рану, но и удалять ткань вокруг нее.

Эксперимент проводили на крупных лабораторных животных кроликах и свиньях, разумеется, в максимально щадящих условиях. В подопытных стреляли и измеряли количество свободных радикалов в тканях вокруг раны в течение длительного времени после поражения. Метод измерения использовали традиционный электронный парамагнитный резонанс ЭПР.

Выяснилось, что в спектрах ЭПР действительно возникает мощный несвойственный нормальным тканям сигнал. Наличие такого сигнала (если опустить сложные физико-химические выкладки) не только подтвердило предположение авторов о возникновении свободных радикалов, но и позволило определить границу зоны вторичных изменений, вызванных ими.

Напрашивается вывод о том, что если уменьшить активность этих радикалов, то есть превратить активные в стабильные, можно защитить ткань от поражения ими. Для чего подходит эффективная «ловушка радикалов» - ди-трет-бутил-фенол. При встрече с активным радикалом тот становится устойчивым соединением, а тот радикалом стабильным, то есть вполне безвредным. Это известный антиоксидант, причем разрешенный к применению в качестве лекарственного средства. Он входит в состав препарата для лечения язвенных заболеваний как раз для торможения процессов перекисного окисления липидов.

Один из кандидатов на роль борца с вторичными некрозами был определен им стал ди-трет-бутил-фенол, который сейчас выпускают под торговой маркой «тонарол». В это лекарство коллектив ученых под руководством доктора биологических наук Вячеслава Варфоломеева решил добавить еще два компонента тактивин и томицид.

Первый это полипептид, полученный из вилочковой железы крупного рогатого скота. Известен он тем, что, грубо говоря, поднимает иммунитет. Точнее, при иммунодефиците нормализует показатели Т-системы иммунитета, стимулирует продукцию лимфокинов, в том числе интерферонов и вообще приводит к норме целый ряд показателей клеточного иммунитета. В итоге, чтобы действие будущего препарата было совсем уж комплексным, авторы предложили использовать томицид. Это фильтрат культуральной жидкости стрептококка, который обладает бактерицидным действием.

Совместить эти компоненты в одной среде было непросто: тонарол в воде растворяется очень плохо, можно сказать никак, а остальные наоборот, хорошо. Но лаборанты с этой проблемой успешно справились и сделали гель, в состав которого входят все три препарата. Гель испробовали на кроликах и свинках. Результат удивил ученых.

Выяснилось, что обработка свежей раны таким гелем практически полностью предотвращает развитие вторичного некроза. Обработанная рана быстро заживает, «и через три дня свинки бегают так, что не догонишь», отметил Варфоломеев. При этом раны, обработанные традиционными средствами или вовсе не обработанные, выглядят довольно ужасно вокруг тканевого канала некроз развивается уже через несколько часов.

Новый гель действует эффективно первые шесть часов после ранения. Так что, по мнению экспертов, лучше всего прямо на поле боя выдавить в рану гель, и тогда последствия будут куда более щадящими.

Разработанный препарат хорошо помогает не только при пулевых ранениях , но и при ожогах, трофических язвах, обморожениях и обычных ранах. Во всех этих случаях, по словам создателей, препарат тоже ускоряет заживление, сообщает "Информнаука".