«Аллигатор» является модификацией наделавшего в свое время много шума ударного вертолета «Ка-50», известного как «Черная акула». Это была революционная разработка конструкторского бюро имени Камова, до этого конструировавшего в основном вертолеты для морской авиации.
Революционность «Акулы» была в том, что конструкторы попытались автоматизировать большое количество функций, ранее осуществлявшихся человеком. Для советской электронной промышленности это было настоящим чудом. Управлять машиной и одновременно вести бой теперь мог один пилот.
Другим важным фактором было использование фирменной камовской соосной схемы расположения винтов (вместо одного несущего винта на вертолете установлено два, работающих в противоходе). Благодаря этой схеме теряется надобность в рулевом винте и хвостовой балке. С одной стороны, это опять же снижало габариты машины, с другой — делало ее значительно более маневренной и динамичной по сравнению с конкурентами. Минусом соосных винтов является вероятность их соприкосновения при нестандартных режимах полета, например при выполнении некоторых фигур высшего пилотажа.
Наконец третьей необычной особенностью была система спасения пилота, при которой отстреливался ротор и фонарь, а кресло катапультировалось.
Однако, несмотря на все свои плюсы, «Акула» опередила время и в крупную серию так и не пошла. Несмотря на то что вертолет был принят на вооружение, всего было построено не более 30 экземпляров, а сейчас эксплуатируется только 4 машины.
Дело в том, что поздняя советская промышленность, не говоря уже о постсоветской, так и не смогла породить того уникального электронного «фарша», который сделал бы «Акулу» по-настоящему удобной в управлении. Только настоящие профессионалы, пилоты-асы могли выжать из «Ка-50» 100% его потенциала. Зачастую, пилотируя вертолет, приходилось данные из одной бортовой системы в другую вводить вручную, хотя процесс вполне мог бы быть автоматизированным.
«Зеленым» пилотам в любом случае приходилось постигать тонкости управления сложной машиной самостоятельно — ведь вертолет одноместный и инструктора посадить некуда.
Кроме того, «Ка-50» изначально позиционировался как узкоспециализированный «охотник за танками». Подразумевалось, что натовскими. У нынешней Российской армии другие задачи — участие в конфликтах низкой интенсивности, ей нужен боевой вертолет, способный решать универсальные задачи.
По этим причинам выбор пал на двухместный «Аллигатор». Он разрабатывался как командирский вертолет-наводчик для звена «Ка-50». Снабженный более совершенной (и громоздкой) радиолокационной системой, «Ка-52» должен был обнаруживать цели и распределять их между
Неудивительно, что «Аллигатор» в результате был выбран для вооружения авиационных бригад, создаваемых в каждом территориальном командовании. Кроме того, уже сейчас ведется отработка взлета и посадки «Ка-52» на палубу противолодочных кораблей. Собранная в ходе этих тестов информация поможет спроектировать морскую модификацию пресноводного хищника. «Ка-52К» (корабельный) будет входить в состав боевых ударных групп на вертолетоносцах класса «Мистраль» и поступит на вооружение вместе с «французом» в 2014 году.