Отношения нормализованы – и сильно обострены

Закон о нормальных торговых отношениях США-РФ принят с довеском имени Магнитского

Сенат Конгресса США в четверг проголосовал за отмену дискриминационной поправки Джексона-Вэника, которая действовала с 1974 года. За новый закон о торговых (и прочих) отношениях с Россией проголосовали 92 сенатора, против - четыре, и столько же не участвовали в голосовании. Характерно, что все голосовавшие против - демократы (один сенатор, Бернард Сандерс из штата Вермонт, числится независимым, но выступает в одном блоке с демократами). Из тех, кто не голосовал, трое -- демократы, и лишь один — республиканец. Официальная Москва, однако, не выражает по этому поводу радости. В законопроект о нормализации торговых отношений США-РФ, который ранее также приняла Палата представителей, интегрирован гораздо менее приятный для России «Билль Магнитского».

Закон о нормальных торговых отношениях США-РФ принят с довеском имени Магнитского

 

Не дадим своих в обиду!

Законопроект ставит под контроль Конгресса США поведение России в новом качестве – в качестве члена ВТО и полноправного партнера в торговле с США:

«Не позже чем через год после установления недискриминационного режима для продуктов Российской Федерации и ежегодно после этого торговый представитель США должен представлять Комитету по финансам Сената и Комитету по бюджетным ассигнованиям Палаты представителей доклад, в котором должна даваться оценка... тому, в какой мере Российская Федерация выполняет Соглашение по ВТО (Всемирной торговой организации, в которую РФ вступила в августе 2012 г. – И.Б.) и приложениям к нему, касающимся... применения санитарных и фитосанитарных мер...,связанных с торговлей прав интеллектуальной собственности..., торговли продукцией информационных технологий...».

«Не позже чем через 180 дней после установления недискриминационного режима для продуктов Российской Федерации и ежегодно после этого торговый представитель США должен представлять Комитету по финансам Сената и Комитету по бюджетным ассигнованиям Палаты представителей доклад, в котором торговый представитель США должен отчитаться о мерах, принятых в отношении Российской Федерации с целью обеспечить полное соблюдение Российской Федерацией ее обязательств, вытекающих из ее членства во Всемирной торговой организации, в том числе обязательств, принятых в рамках соглашений с членами рабочей группы по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию».

Будет ли Россия правовой?

Далее Конгресс выражает в новом законе решимость регулярно контролировать соблюдение в России канонов правового государства:

«Не позже чем через год после установления недискриминационного режима для продуктов Российской Федерации и ежегодно после этого торговый представитель США и государственный секретарь США должны совместно представлять Комитету по финансам Сената и Комитету по бюджетным ассигнованиям Палаты представителей отчет о мерах, принятых торговым представителем и государственным секретарем США в отношении Российской Федерации и о результатах, достигнутых в течение года, предшествующего представлению в Конгресс отчета, в отношении соблюдения законности в Российской Федерации, в том числе в плане... усиления формальных механизмов защиты американских инвесторов в Российской Федерации, в том числе посредством заключения нового двустороннего договора об инвестициях; ...обеспечения интересов американских инвесторов в Российской Федерации, в том числе... инвесторов, вложивших деньги в нефтекомпанию ЮКОС; ...содействия тому, чтобы все страны, подписавшие... «Конвенцию по борьбе с подкупом ОЭСР» (Организации экономического сотрудничества и развития. – И.Б.), в том числе Российская Федерация, полностью соблюдали свои обязательства, вытекающие из Конвенции и касающиеся недопущения подкупа гражданами этих стран представителей иностранного бизнеса...».

Правительство США обязано, согласно новому закону, содействовать тому, чтобы в России были «таможенная администрация, налоговая администрация и судебная власть, свободные от коррупции». Конгресс обязал правительство «увеличить сотрудничество между Соединенными Штатами и Российской Федерацией в плане расширения возможностей общественных организаций в проведении мониторинга, расследования и сообщения о случаях подозреваемой коррупции...»

В общем, глядя из Кремля – чистое «вмешательство во внутренние дела РФ». Ну, и одно сплошное «вмешательство» – раздел IV под заголовком «Акт 2012 года об ответственности за соблюдение законности имени Сергея Магнитского». В нем, среди прочего, сказано:

«Не позже чем через 120 дней с момента вступления в силу данного Акта президент должен представить соответствующим комитетам Конгресса список всех лиц, которые, как определит президент на основе достоверной информации, ...причастны к содержанию под арестом, избиению и смерти Сергея Магнитского, участвовали в сокрытии ответственности за арест, избиение и смерть Сергея Магнитского, получили финансовую выгоду в результате ареста, избиения и смерти Сергея Магнитского или участвовали в преступном сговоре, который раскрыл Сергей Магнитский».

Черный список – на всеобщее обозрение

От мучителей Магнитского американские законодатели переходят к другим нарушителям «международно признанных прав и свобод человека». В «список Магнитского» будут включены не только те, кто причастен к «внесудебным убийствам, пыткам» и прочим зверствам, но и те, кто лишает россиян свободы собраний и объединений, права на беспристрастный суд, права на демократические выборы и т.д., а также их пособники. Президенту США вменяется в обязанность обновлять этот список по мере поступления новой информации и представлять его в Конгресс. Список будет открыт для общественности – за исключением тех случаев, когда глава государства посчитает, что имя и фамилию некоего российского фигуранта следует засекретить в интересах национальной безопасности США.

Каким санкциям будут подвергнуты лица, внесенные в «список Магнитского»? Во-первых, им будет закрыт въезд в США; если кому-то из них ранее была выдана въездная виза, она будет аннулирована. Во-вторых, будут заморожены их банковские счета, им будут запрещены любые финансовые транзакции в США; американские граждане в любой стране мира не смогут оказывать им финансовые услуги.

В отличие от российского руководства, которое, похоже, рассматривает этот закон как личную обиду (что наводит на размышления), американские сенаторы и конгрессмены подчеркивают, что данный законодательный акт носит сугубо дружественный характер. Он призван содействовать расширению американо-российского сотрудничества и должен пойти на пользу обеим сторонам – это касается в том числе и правозащитной части документа. Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри подчеркнул: «Принятие закона о предоставлении России постоянного нормального статуса в торговле с США столь же соответствует нашим интересам, как и их интересам». Россия, напомнил сенатор, является шестой по величине экономикой мира (по объему ВВП с поправкой на паритет покупательной способности – согласно Книге мировых фактов ЦРУ за 2012 год. – И.Б.)... Иметь свободный доступ к ее рынку важно для любой страны – в том числе и нашей».

На ваш входящий – наш исходящий

Эту мысль повторяли практически все выступавшие в прениях по законопроекту. Так, председатель сенатского комитета по финансам, сенатор-демократ от штата Монтана Макс Бокус говорил о том, что «Россия – быстро растущая экономика..., и этот билль однозначно выгоден американским экспортерам». Глава республиканской фракции в сенатском комитете по финансам, сенатор из штата Юта Оррин Хэтч подчеркнул важность российского рынка «с учетом нашего слабого экономического выздоровления».

Ну, а «билль Магнитского» – это новый правозащитный инструмент, призванный заменить устаревшую поправку Джексона-Вэника, о которой Джон Керри сказал: «Мы имеем дело с абсолютным пережитком «холодной войны»... Именно поэтому с 1994 года все президенты США, независимо от партийной принадлежности, в порядке исключения отменяли требования поправки Джексона-Вэника для России».

В Сенате в этом году много спорили о том, должен ли Акт Магнитского касаться только России или стоять на страже прав человека во всех странах. Под конец согласились с версией Палаты представителей – ограничиться только Россией. А ведущие борцы за права человека – сопредседатель Хельсинкской комиссии США сенатор-демократ от Мэриленда Бенджамин Кардин и республиканец из Аризоны Джон Кайл – заверили скептиков и критиков, что к другим странам можно вернуться в других биллях.

Сенатор Джон Керри подчеркнул, что российские правозащитники выступают за принятие Конгрессом США закона, который совмещает Акт Магнитского и отмену поправки Джексона-Вэника. Отменив эту поправку, сказал он, мы лишим тех, кто разжигает в России антиамериканские настроения, одного из их излюбленных орудий.

Но в Москве арсенал «излюбленных орудий» тоже меняется, модернизируется, и Акт Магнитского уже «поставлен на боевое дежурство». Так что ждите ответа, господа капитолийские заседатели.

МЕЖДУ ТЕМ

МИД РФ уже успел жёстко прокомментировать принятие Сенатом законопроекта. Как гласит сообщение на сайте ведомства, это решение является «спектаклем в театре абсурда». Конгрессменами США, полагают в МИД РФ, движет «лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву». В подобных условиях, ответить на принятый законопроект «российской стороне придется». В ведомстве напоминают, что закон «негативно скажется на перспективах двустороннего сотрудничества», однако вся ответственность за это, по мнению российских дипломатов, лежит на США.

Авторитетное мнение

заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея МАКАРКИНА:

На самом деле, проблема очень простая. Чем опасен «список Магнитского» для российской власти? Вроде есть международная практика, когда могут без объяснения причин любому человеку отказать во въезде в какую-либо страну. К таким мерам прибегают все страны, включая и Америку, и Россию. И вдруг такая резкая эмоциональная реакция и размышления о том, чем же мы можем ответить. Я думаю, это связано с тем, что «список Магнитского» как бы превращает попавших в него людей в изгоев — в международном масштабе. Если к тому же хоть одна европейская страна, входящая в шенгенскую зону, примет подобный закон, у этих людей будут проблемы и в ЕС. Такие люди, по сути, окажутся вычеркнутыми из современного глобального мира. При этом они могут иметь любой ранг в своей стране, но это никого не будет интересовать. Они не смогут посещать страны, являющиеся ведущими игроками глобального мирового сообщества, не смогут там проводить финансовые операции, и будут, в мировом масштабе, аутсайдерами. И с этим, очевидно, связана реакция российской стороны. Кроме того, пока никто не может предсказать, кто войдёт в этот список. Когда-то и Асад был респектабельной персоной за рубежом, а сейчас он в роли изгоя.

Россия, конечно, вправе принять симметричные ответные меры. Но проблема в том, что Россия не принадлежит к числу наиболее привлекательных игроков в современном мире. И если мы включим с аналогичный американскому список тюремщиков из Гуантанамо, следователей и сотрудников ФБР, которые вели дело Бута — им будет от этого ни жарко и ни холодно. Это будет примерно то же самое, как если санкции против своих противников введёт Иран. Так что в данном случае эффективность симметричного ответа очень слаба. Поэтому скорее всего будут думать об асимметричных решениях. Они могут быть абсолютно разными. Это может быть изгнание оставшихся американских организаций, или какие-то негативные решения в отношении американского бизнеса в России. То есть те, которые будут более болезненны для США.

Что касается европейских стран, то там принятие «списка Магнитского» вполне возможно. Ведь для запрета человеку въезжать в шенгенскую зону достаточно решения одной страны. Россия понимает, что есть страны, которые не очень хотят возглавить этот процесс. В той же Германии растёт неприятие и критика российской политической модели, но не думаю, что Германия или, например, Франция захотят быть инициаторами введения «списка». Там есть сложившиеся исторические отношения с Россией, завязанные и на экономику. Но кто-либо из стран так называемой «Новой Европы» вполне может принять «список». И тогда другие просто разведут руками, мол, они не виноваты, но их обязывают внутренние правила шенгена. И такой вариант вполне вероятен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру