Шойгу разминирует бомбу предшественника

Нынешний глава Минобороны вынужден выполнять обещания Сердюкова

На очередном ежемесячном селекторном совещании в ситуационном центре Генерального штаба под председательством министра обороны Сергея Шойгу, как обычно, обсуждались актуальные для Вооруженных сил вопросы. Помимо текущих моментов таковых удалось обсудить всего три: подготовка к параду, финансовая дисциплина во взаимоотношениях с исполнителями ГОЗа и выполнение заданных президентом установок по увеличению доли профессионалов среди сержантов и солдат.

Нынешний глава Минобороны вынужден выполнять обещания Сердюкова
После трехлетнего перерыва в параде примут участие суворовцы и нахимовцы.

Самым праздничным на заседании был доклад о подготовке к проведению парада 9 мая. Он сопровождался кадрами уже прошедших этапов подготовки, а также прямой трансляцией из Алабина. По словам будущего командующего парадом главкома сухопутных войск Владимира Чиркина, общее число участников главного мероприятия на Красной площади превысит 11 000 человек, будет задействована 101 единица наземной боевой техники, авиагруппа увеличится до 8 «Ми-8» (кроме флагов видов Вооруженных сил вертолеты пронесут также эмблемы родов войск). Судя по кадрам репетиции, особенных новинок не предвидится, кроме разве что модернизированного БТР-82А.

После трехлетнего перерыва в параде примут участие суворовцы и нахимовцы, а вместе с ними и курсанты Аксайского казачьего кадетского корпуса. Возвращение на Красную площадь подрастающего поколения защитников отечества было личной инициативой Шойгу. Министр уверен, что участие в параде символизирует преемственность в военном деле, а также является важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Главной просьбой Шойгу к докладчику было: «чтобы Москва не вставала колом», максимально ограничить время репетиций в городе (они пройдут ночью 25, 29 апреля и 3 мая, а также днем 7 мая).

Обсуждались на совещании и более проблемные вопросы. Ранее перед министерством была поставлена задача полностью освоить бюджет, для чего по многим контрактам выполнялось повышенное, зачастую стопроцентное авансирование. Получив все деньги, некоторые неподготовленные или недобросовестные исполнители контрактов утрачивали к ним всякий интерес. В результате сейчас министр столкнулся с «огромным», по его словам, объемом незавершенного строительства и недопоставкой военной техники. Военнослужащим не хватает квартир, а под новые, уже построенные образцы военной техники нет инфраструктуры, они вынуждены оставаться на складах производителей на ответственном хранении. Как команда Шойгу будет справляться с этой сложнейшей управленческой задачей, с учетом все нарастающих объемов финансирования по ГПВ-2020, мы узнаем в ближайшие несколько месяцев.

Третьей темой совещания стало выполнение указа президента об увеличении числа военнослужащих сержантов и солдат до 425 000 к концу 2016 года. Согласно докладу замминистра Николая Панкова, на начало этого года таковых было 186 тысяч, и за год их число должно вырасти до 240 тысяч.

План по контрактникам, напомним, был согласован около года назад, и на данный момент он все еще выглядит чересчур амбициозным, особенно с учетом постоянного акцента руководства военного ведомства на качественный отбор кандидатов. Весь прошлый год в областных центрах создавались пункты для такого отбора. В каждом пункте по штату работает два офицера и пятеро сержантов. По появившемуся за несколько месяцев опыту они утверждают, что 5–7 человек в день — это максимум, который им приходится отработать, да и наплыв такой случается не всегда.

На местах же командиры частей уже сейчас высказывают недовольство качеством присылаемых им контрактников — в военкоматах и пунктах отбора им обещают прекрасную жизнь, а на деле все оказывается несколько прозаичней, и новобранцы мгновенно теряют мотивацию. Единственным надежным фильтром для отбора командиры полагают заключение контракта с отслужившим срочную службу именно в их подразделениях и хорошо себя зарекомендовавшим бойцом.

Хотя, несомненно, зарплаты и социальные привилегии для профессиональных солдат в два, а то и три раза лучше, чем средние по сельской местности, условия и характер службы по-прежнему сложно назвать заманчивыми. Этими факторами, общей демографической ситуацией, а также, возможно, недостаточными усилиями по пропаганде службы по контракту и объясняются низкие темпы набора военнослужащих. За первый квартал текущего года заключено 10 тысяч контрактов при задаче в 60 000 за год. Даже если этой цели и удастся достичь путем каких-то неимоверных усилий (не очень понятно каких), то набирать по столько же следующие три года будет совсем уж чем-то из области фантастики.

Сергей Шойгу наверняка уже понял, на какую мину замедленного действия он нарвался, подписавшись под реформаторскими обязательствами своего предшественника. Уже сейчас он выполняет удачный административный маневр, требуя избавить армию от несвойственных ей функций. Так, например, прекратив утилизацию припасов подрывным способом, он высвободил около 20 000 человек для других функций. На заседании в понедельник он напомнил об экипажах находящихся на капитальном ремонте и готовящихся к утилизации кораблей — это более 5000 человек, которые фактически вынуждены ничего не делать. Однако такие скрытые людские ресурсы, очевидно, ограничены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру