Войдут ли депутаты Госдумы в «список Магнитского»?

Российские парламентарии готовятся к войне: «Пропадать, так всем вместе!»

Депутаты Госдумы не принимают участия в составлении российского ответа на «список Магнитского», который вот-вот будет оглашен в США, хотя наш «анти-Магнитский» (он же «антисиротский») закон, почти единогласно принятый теми же депутатами в конце прошлого года, такое право парламенту предоставляет.

Российские парламентарии готовятся к войне: «Пропадать, так всем вместе!»

На вопросы журналистов глава Комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков («ЕР») весь день повторял журналистам одно и то же: «реакция российской стороны будет симметричной», «не мы были инициаторами войны списков, и наносить упреждающие удары не будем», «список составляет МИД, ни Госдума, ни Совет Федерации, ни Общественная палата своим правом предлагать кандидатуры пока не воспользовались... По количеству граждан США, которые могут быть лишена права на въезд в Россию, никакой ясности нет и быть не может - до тех пор, пока не станет ясно, на какой цифре остановились власти Соединенных Штатов.

«Меня этот вопрос мало интересует», - признался корреспонденту «МК» первый замглавы Комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ). Он, как и г-н Пушков, и почти вся фракция КПРФ, голосовал за «анти-Магнитский» закон. Но теперь... Как и некоторые другие депутаты, он, похоже, придерживается точки зрения (её озвучил один из них, пожелавший остаться анонимным): «Двойственное у меня отношение у этой теме, с одной стороны - нечего лезть сюда нам указывать, как себя вести, а с другой - деньги, которые жулики у нас украли, надо возвращать назад»...

«Деньги, которые жулики украли» - это про историю с юристом Магнитским, вскрывшим крупные хищения бюджетных средств, как утверждают его работодатели.

«Я противник внеправового способа разрешения конфликтов, а наш ответный список и вообще обмен списками из этой серии», - сказал «МК» Илья Пономарев («СР»). «Если бы российские власти обращались в США, просили оказать помощь в расследовании каких-то нарушений, а им отказывали, тогда было бы понятно, а так...» Илья Пономарев - один из немногих депутатов Госдумы, не поставивших свою подпись под скандальным законом, принятым Госдумой в конце декабря 2012 года.

История его появления достойна напоминания.

Как только в США стал явью «закон Магнитского», российские власти (Администрация президента, МИД, Госдума в лице руководства всех фракций) немедленно принялись обсуждать содержание «ответных мер». Текст документа под названием «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ», был написан за считанные дни, и внесен в Госдуму 10 декабря. Сначала он выглядел как «симметричный ответ» на американский закон - ведь именно о «симметричном ответе» говорили тогда российские политики.

Несмотря на общее название, защищать права граждан РФ текст предлагал лишь от американцев. Составление «черных списков» невъездных граждан США, позволивших себе действия или бездействие, приведшие к этому самому нарушению прав, блокирование их счетов и активов на территории РФ, запрет на распоряжение их имуществом на территории РФ, закрытие принадлежащих им фирм... Списки, говорилось в документе, будет составлять МИД, и ежегодно это ведомство обязано отчитываться перед парламентом о том, как вышеперечисленные меры действуют.

Но принятый в спешном порядке в первом чтении законопроект вдруг дополнился совсем не симметричной поправкой, под которой подписались Екатерина Лахова («ЕР») и Елена Афанасьева (ЛДПР). Поправка выглядела совсем дико и поначалу казалась просто невозможной. Она предполагала полный запрет на усыновление российских сирот американцами с 1 января 2013 года, и денонсацию ратифицированного Госдумой лишь полгода назад двустороннего российско-американского Соглашения об усыновлении. О своем скептическом и даже негативном отношении к этой затее высказались социальный вице-премьер Ольга Голодец, министр образования Дмитрий Ливанов, а поначалу - и министр иностранных дел Сергей Лавров, но запущенный каток было не остановить.

Причем по ходу дела число авторов «анти-Магнитского» законопроекта выросло до невероятных размеров: под ним поставили подписи 381 депутат, 138 сенаторов и 16 региональных парламентов! Так отреагировали народные избранники на страшные слухи о том, что всех, кто голосует «за», включат в американский «черный список»... Пропадать, так всем вместе!

19 декабря Госдума принимала документ уже с этой поправкой, которую за пределами Думы многие называли «людоедской». За включение ее в законопроект проголосовали 388 депутатов из 450, кнопку «против» нажали лишь 15 человек, один воздержался.

21 декабря состоялось и третье чтение. 420 «за», 8 «против», 1 воздержался. Про «черные списки» и обещанный «симметричный ответ» было забыто: копья ломались только вокруг детской темы.

Через несколько дней законопроект одобрил Совет Федерации, и сразу же подписал президент. С 1 января 2013 года он вступил в силу.

Одновременно Владимир Путин подписан указ о мерах поддержки российских семей, взявших на воспитание сирот. Но если на «наш ответ США» было потрачено две недели, то законопроекты, которые призваны упросить процедуру усыновления и увеличить пособия тем, кто берет детей-инвалидов в семью, не приняты до сих пор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру