Как британский премьер Кэмерон обсуждает Сирию с Обамой и Путиным

Удастся ли снять сирийскую удавку с шеи планеты?

Гражданская война в Сирии стала яблоком мирового раздора. Она отравила отношения между великими державами, накалила и без того накаленную атмосферу на Ближнем Востоке, затормозила развитие международных отношений, поставила палки в колёса деятельности ООН. Президенты и премьеры переговариваются по телефону, посылают друг другу своих министров, да и сами наведываются время от времени в главные столицы планеты. В начале недели в Вашингтоне состоялась встреча президента США Барака Обамы с британским премьером Дэвидом Кэмероном. После переговоров в Белом доме оба лидера заявили, что необходимо срочно положить конец войне в Сирии.

Удастся ли снять сирийскую удавку с шеи планеты?

Конечно, необходимо; конечно, скоро. Но как? Оба лидера были настроены крайне пессимистически. Как заявил президент Обама, дипломатические усилия, направленные на то, чтобы остановить кровопролитие в Сирии, это борьба в виде подъема на отвесную скалу. «Я не обещаю, что она будет успешной, — сказал Обама на объединенной пресс-конференции после переговоров с британским лидером. — Это представляет очень сложный вызов, но он достоин того, чтобы его предпринять».

Премьер-министр Кэмерон тоже был далек от оптимизма. Он нарисовал весьма осторожную программу усиления вооруженных сил сирийской оппозиции. Но дело сводится к тому, чтобы помочь сирийским повстанцам «не смертельными оружейными поставками».

Встреча Обама и Кэмерона произошла в момент, когда сирийский конфликт начинает разрастаться. Он вовлекает в себя такие страны, как Иран и Израиль, а также негосударственное объединение Хезболла. Как известно, на прошлой неделе побывавший в России госекретарь США Джон Керри договорился с президентом Путиным об организации международной конференции, посвященной сирийскому кризису. На этой конференции будет сделана попытка свести за одним столом представителей правительства Асада и сирийской оппозиции. Время конференции — июнь месяц. Но на пути к ней возникает целый ряд сложностей, включая список стран, которые должны принять участие в этом сборище.

Ситуация усложняется и тем обстоятельством, что ещё не истек срок запрета экспорта оружия в Сирию, который был наложен на европейские страны Евросоюзом. Этот запрет истекает в конце мая месяца. Возникает вопрос: будут ли Англия и Франция увеличивать помощь сирийской оппозиции, если дипломатические усилия по мирной передаче власти постасадовскому правительству окажутся безрезультатными. В своих комментариях при встрече с репортерами премьер Кэмерон заявил, что правительства стран мира ответственны за то, что чтобы сирийский конфликт был мирно завершен. «История Сирии пишется сейчас кровью её граждан и это происходит на наших глазах», — сказал Камерон.

Британский премьер поделился с репортерами результатами переговоров, которые он вел в Сочи с президентом России. У обеих сторон, по словам Кэмерона, есть общий интерес остановить движение исламистских экстремистов на Ближнем Востоке. Однако у Англии и России одновременно имеются весьма глубокие противоречия в подходах к решению этой проблемы. «Я очень громогласно поддерживал сирийскую оппозицию и говорил, что Асад должен уйти, поскольку он потерял легитимность, — сказал Кэмерон. — Но президент Путин придерживается на сей счет несколько другой точки зрения».

По словам Кэмерона, увеличение помощи оппозиции и давление на Асада должно преследовать цель того, чтобы сирийский президент осознал — военной победы он одержать не может. Англия уже объявила, что готова предоставить сирийской оппозиции бронетранспортеры, вооружение для пехотинцев и генераторы. По словам Кэмереона, всё это уже готово к отправке. Премьер заметил, что Англия настаивает на скорейшем отмене эмбарго ЕС на поставки вооружений сирийским повстанцам и требует «больше гибкости в их поддержке».

Однако это пока что, скорее, словеса. В данный момент Англия ещё не планирует поставки вышеперечисленных вооружений сирийским повстанцам. Она даже не готова расширять и «несмертельную помощь». Скорее, Англия пользуется этим как средством давления на Дамаск.

И США, и Англия находятся в положении, о котором говорят: и хочется, и колется. Почему? Обе эти страны опасаются, что оружие, которое они собираются поставить сирийским повстанцам может оказаться в руках исламских экстремистов. Дело в том, что в Сирии на стороне оппозиции воюет целый конгломерат повстанцев. Вашингтон и Лондон поддерживают так называемый Верховный военный совет, возглавляемый генералом Салимом Идриссом. Но кроме Верховного военного совета существует еще одна группа повстанцев — «Аль-Нусира», которая по существу является сирийским филиалом «Аль-Каиды». Как признаются в официальных кругах Вашингтона и Лондона «это очень взрывоопасная смесь». Вот почему даже умеренные из Верховного военного совета довольствуются поставками из США состоящими из медицинского оборудования и продовольствия. Они начали поступать повстанцам два месяца назад.

У президента Обамы есть ещё одна причина, которая сдерживает его от активного вмешательства в гражданскую войну в Сирии. Еле-еле выползая из зарубежных авантюр в Ираке и Афганистане, Обама не хочет ввязываться в новую авантюру на сей раз в Сирии. Это было бы сильным ударом и по экономике США, и по самому президенту и его повестке дня. Как сказал Обама, он явно предпочитает дипломатическую стратегию, хотя и сознает, все трудности её осуществления. «Честно говоря, если вы выпускаете джинна из бутылки, как это произошло в Сирии, очень трудно загнать его назад», — сказал президент Обама. Но всё джело в том, что джинна нельзя загонять в бутылку. Его надо вообще убрать с шахматной доски и Ближнего Востока, и международной жизни.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру