Выбор Сербии как места проведения масштабного научного форума, рассматривающего Первую мировую войну отдаленной предтечей современного кризиса, во многом символичен. И дело не столько в том, что выстрел именно сербского гимназиста в Сараево послужил точкой отсчета для целой цепи глобальный событий и, в итоге, смены мирового порядка.
- Первая мировая война началась в Сербии. Но Сербия не начинала войну, - эти встреченные аплодисментами слова экс-президента Чехии Вацлава Клауса стали отправной точкой для дискуссии.
Балканская страна, потерявшая за три года войны шестую часть своего населения, не раз уже слышала в свой адрес обвинения в том, что сербский национализм – едва ли не главное зло в мире. Так было и сто лет назад, так было и в девяностых, когда под натовские бомбежки попали тысячи мирных жителей. Поэтому, очевидно, Сербия и шагает не в ногу со своими соседями по европейскому дому, отказываясь поддержать санкции Евросоюза против России. Здесь резонно полагают: тот, кто остается в финансовом выигрыше после военных конфликтов и использует их ради закрепления на геополитической вершине, и есть главная движущая сила, подталкивающая мир к катастрофе.
Проводя аналогии между современным европейским кризисом и событиями столетней давности, докладчики отмечали: и тогда, и сейчас обывателю было трудно разобраться, где «хорошие парни», а где «плохие». Инициаторы – люди уважаемые, и нет среди них безумного диктатора, которого можно было бы назначить ответственным за кровопролитие, как это было в случае со Второй мировой войной. Хотя, конечно, вакантные места имеется, и в СМИ активно обсуждаются претенденты и на роль нового Гаврилы Принципа, и нового фюрера. Ведь при всей схожести кризисных моментов, у текущего есть одна существенная особенность, на которую обратил внимание аудитории замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков, отметив, что вовлеченные в конфликт стороны раньше «не прикрывались словесной шелухой».
Говорили и о том, что тоталитарная идеология нео-либерализма ничем не лучше идеологии коммунизма. На Балканах, пожалуй, главным подтверждением этого тезиса стали погибшие при авианалетах НАТО сербские дети. К обелиску, посвященному их памяти, участники конференции возложили цветы.
Финальным же аккордом мемориальных мероприятий стало открытие еще одного памятного знака в честь русских и сербских воинов, погибших на рубеже Калемегданской крепости, защищая Белград. Теперь в сердце Белграда есть вещественное напоминание: сто лет назад два народа стояли вместе перед лицом угрозы мировой катастрофы. Как и сейчас.