Предлог для того, чтобы поговорить с глазу на глаз с понтификом из Аргентины по-испански около часа у Кастро имелся. Он хотел поблагодарить Франциска за то, что тот способствовал дипломатическому прорыву с Америкой — с президентом Бараком Обамой. После папы у Кастро была аудиенция с премьер-министром Италии Маттео Ренци. Позднее на пресс-конференции Кастро обещал Папе горячий прием на Кубе, которую тот посетит в сентябре до того, как нанесет визит в США.
«Я обещаю присутствовать на всех службах Папы с большим удовольствием, — сказал Кастро на пресс-конференции, которая передавалась по телевидению. — Я читаю все речи Папы. И если Папа будет продолжать в том же духе, я вернусь к молитвам и к церкви. Я говорю это без всяких шуточек». Какие уж там шуточки!
В декабре прошлого года президент Обама охарактеризовал Франциска как «критического брокера», объявляя о восстановлении дипломатических отношений с Кубой. Обама сказал, что личные письма папы к нему и к Кастро дали старт дипломатической активности между их странами.
Ватикан и Куба недавно отметили 80-летие дипломатических отношений. Необходимо подчеркнуть, что Ватикан выступал как против блокады Кубы Америкой, так и против практики руководства Кубы запрещавшего кубинцам религиозные обряды и насаждавшего в стране атеизм. Первое сближение наметилось в 1996 году, когда Фидель Кастро посетил Папу Иоанна-Павла II в Ватикане. Два года спустя Иоанн-Павел II посетил Кубу. Посетил Кубу в 2012 году и предшественник нынешнего папы Бенедикт XVI. После этого кубинские епископы получили разрешение на строительство новой церкви, первой на Кубе после революции 1959 года.
Рауль Кастро коснулся и готовившегося исключения Кубы из списка стран, поддерживающих терроризм, составленного Вашингтоном. Президент Обама уже объявил об этом шаге, и он будет принят официально в этом месяце после 45-дневного интервала. Республиканцы, обладающие большинством в конгрессе, объявили, что не будут блокировать этот шаг администрации. «Быть может, сенат исключит нас из списка стран-террористов», — сказал Рауль Кастро, который, видимо, не заприметил тот факт, что в этом вопросе республиканцы не будут чинить препятствий Обаме.
Ватикан был весьма скуп на информацию о визите президента Кастро. Он сообщил, что папа и президент говорили более 50 минут, и что настроение было «очень дружественным».
Если вспомнить о том, что американские правые называют папу Франциска I «марксистом», то слова президента Кастро, что он может стать католиком не звучат уж столь сенсационно.