Пуск изделия BTV-1b (Booster Test Vehicle) – образца будущей гиперзвуковой ракеты AGM-183A ARRW, осуществленный с борта самолета В-52Н, закончился неудачей. Как подчеркивается в скромном пресс-релизе американского военного ведомства, ракета планово отделилась от борта, произошел успешный запуск всех ее бортовых систем, включая системы спутникового позиционирования. Однако маршевые двигатели ракеты так и не запустились, после чего изделие упало в Тихий океан.
Более подробно об этом испытательном пуске «МК» рассказал ведущий российский военный эксперт, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский:
- Еще с декабря прошлого года американцы непрерывно объявляют, что вот буквально на следующей неделе эта ракета полетит. Потом сроки отодвигают – опять на следующей, затем еще и еще... Пока, все как у нас в поговорке, «не выходит у Данилы-мастера каменный цветок».
- А не может быть такого, что информация о неудачных испытаниях – это какая-то сознательная дезинформация? Ведь параллельно американцы все время заявляют, что вот-вот примут эту ракету на вооружение. А что принимать, если она не летает?
- Нет, конечно, никакая это не «деза». Информация подтверждается не только министерством обороны США, но и из других источников. А то, что они хотят принять ее на вооружение, так это всего лишь планы. У них всё расписано: к 2023 году она должна уже завершить испытания. К 2023-2024 годам должны быть произведены ее первые закупки. Но пока график не соблюдается.
- Во время испытаний у ракеты не запустились маршевые двигатели. О чем это говорит?
- Двигатели – это одна из ключевых проблем, которую требуется решить при создании гиперзвуковых ракет. Всё, что там в сообщении американского военного ведомства говорится про бортовые системы, спутниковую навигацию – это не важно. Какая электроника используется в бортовом управлении элементами ракеты – не принципиально. Все эти элементы достаются новым гиперзвуковым ракетам в наследство от предыдущих поколений сверхзвуковые ракет.
В гиперзвуковой ракете принципиально новое – это, прежде всего, двигатели, которые должны уметь её разгонять до гиперзвуковых скоростей. Ну, и материалы, которые выдерживают высокие температуры при гиперзвуковых скоростях.
- Выходит, у них проблемы в одной из важных составляющих по гиперзвуку?
- По крайней мере, с этой ракетой да. У американцев же есть несколько программ разработки гиперзвуковых ракет наземного, морского, воздушного базирования. А это как раз программа ракет авиационного базирования. Что-то вроде нашего «Кинжала». И вот с этой программой у них пока проблемы. Хотя там у них и по другим темам тоже есть проблемы. Конечно, в том, что они в итоге все их решат и добьют эти программы в том или ином виде – тут сомнений у меня нет. Америка достаточно развитая в технологическом плане страна, чтобы решить вопрос гиперзвукового управляемого полета. Другое дело за какие деньги и в какие сроки. Ну, а пока, как у нас любят выражаться, эти сроки у них сдвигается вправо.