Эксперт назвал «войной» ситуацию на казахстанско-киргизской границе

Странам не хватает доверия

На границе Киргизии и Казахстана выстроились очереди из фур. В погранслужбе Киргизии уверяют, что скопление машин носит сезонный характер - увеличился экспорт сельскохозяйственной продукции, и таможенники не справляются. Но грузоперевозчики убеждены: Казахстан объявил «торговую войну» и препятствует экспорту китайской продукции в Россию через свою границу.

Странам не хватает доверия

В очереди перед КПП «Кен-Булун-автодорожный» на выезд из Киргизии стоят порядка 110 автомашин, а перед КПП «Ак-Тилек-автодорожный» почти 140 грузовиков.

Несмотря на это, в пограничной службе Киргизии уверяют, что все работает в штатном режиме: «Это связано с сезонным увеличением экспорта сельхозпродукции из Киргизстана в другие страны. Со стороны ПС ГКНБ ограничений при прохождении пограничного контроля для грузоперевозчиков нет».

Однако глава Ассоциации грузоперевозчиков Киргизии Темирбек Шабданалиев с этим пояснением не согласен. «Это в чистом виде торговая война между Киргизстаном и Казахстаном. И казахи, пользуясь своей территорией, тем, что дорога по ней проходит, создают для наших водителей и поставщиков торговые барьеры. Из этого они делают коммерческую выгоду», – заявил он Kaktus.media.

На эту проблему Шабданалиев обращал внимание еще в прошлом году. По его словам, таможенники не придираются к сельхозпродукции, зато промышленные изделия, произведённые в Киргизии и Китае, рассматривают чуть ли не под лупой. «Наши водители вынуждены разгружать и загружать их по несколько раз. На это уходит 5-6 суток. У них это идет по какой-то выборочной системе», — заявлял он.

О ситуации на границах двух стран, «МК» поговорил с политологом из Киргизии Денисом Бердаковым.

— Действительно ли каждый сезон наблюдается очередь на границах?

— Да, пробки наблюдаются с тех пор, как Киргизстан вошел в Таможенный союз. Теперь эта проблема стала постоянной. Она связана с недостаточной мощностью пропускных пунктов. А также в силу того, что Казахстан не всегда соблюдает упрощенный вид ввоза продукции, которую поставляет Киргизстан, несмотря на наше членство в ЕАЭС. То есть формально они не должны подвергать грузы санитарному, налоговому и другим видам контроля. Но по факту это происходит, что задерживает большой грузопоток. А нужно понимать, что особенно в летний период через границу идут тысячи грузовиков.

— Как сильно увеличился поток китайских товаров из Киргизии в Россию?

— Сложно сказать, но речь идет о повышении минимум на 30-40%. Сейчас через Киргизстан идет больше продукции товаров народного потребления, которые следуют сначала в Казахстан, а затем в Россию и Беларусь. В основном, это одежда, обувь и бытовая техника. Редко бывает что-то другое.

— Может ли ситуация на границе быть связана с «торговой войной»?

— На мой взгляд, нет. Это проявление «болезней» ЕАЭС, который не смог создать достаточный уровень доверия на национальном уровне, чтобы все товары между странами проходили по упрощенным таможенным процедурам. Национальные правительства всех стран создают формальные и неформальные преграды друг другу, потому что нет единой суперпрозрачной системы. Сейчас она создается — это цифровые пломбы, с помощью которых можно будет отследить все маршруты.

Но сейчас по факту ни одна из стран не доверяет другой. Если кто-то сталкивается с работой Евразийской комиссии, то знает, что каждый день им приходят заявления о тех или иных нарушениях. Но комиссия не может повлиять ни на одну из стран, у нее нет таких полномочий. Это можно было бы делать через Евразийский суд, но и он ничего по итогу не может решить. Это положение дел сильно тормозит развитие ЕАЭС, которое создавалось для повышения уровня жизни населения.

— Как часто подобные проблемы возникают на казахстано-киргизской границе?

— Пробки бывают почти всегда на въезд в Казахстан. Киргизстан – транзитная страна. Большая часть продукции, которую мы получаем из Турции и Китая, идет на экспорт. Есть еще значимая часть нашей продукции — швейной промышленности. Десятки сотен грузовиков каждый день едут с одеждой и фруктами, в том числе в Казахстан, Россию и Беларусь.

Со стороны Киргизстана зачастую бывают неправильно заполненные декларации. Условно, кто-то везет компьютеры, а пишет, что это мебель. Соответственно, Казахстан хоть и не может проводить такие проверки, но проводит их и выявляет нарушения. Дальше он может выписать штраф и оставить груз в пользу страны.

Со стороны Киргизстана подобных проблем не возникает ни с одной из стран ЕАЭС. Дело в том, что к нам идет мясо, курица, яйца, все виды круп, масла, древесина и железо — это жизненно важная продукция.

— Как решить эту ситуацию?

— Сейчас надежда на то, что будут применены цифровые пломбы. Кроме того, необходимо, чтобы заработали совместные таможни. Чтобы на границах стояли представители как минимум 2-3 стран. Пока национальные таможни курируют таможенники каждой из этих стран, должного уровня доверия между государствами не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру