В центре расследования диверсии на финском трубопроводе оказалось китайское судно

В момент инцидента рядом находился сухогруз под флагом Гонконга

Китайское судно находится в центре расследования повреждения трубопровода в Балтике, сообщают власти Финляндии. Полиция сосредоточила внимание на новом грузовом судне Polar Bear, которое находилось в этом районе, когда был поврежден газопровод.

В момент инцидента рядом находился сухогруз под флагом Гонконга

Финская полиция заявила, что китайское судно, движение которого совпало со временем и местом предполагаемого саботажа трубопровода между Финляндией и Эстонией, который был поврежден в этом месяце, в настоящее время находится в центре их расследования.

Как пишет The Guardian, после того, как утечка привела к отключению трубопровода Balticconnector 8 октября, финские власти начали расследование ущерба, который, по их словам, был причинен “внешней” деятельностью.

В пятницу власти Финляндии заявили, что их внимание сосредоточено на новом грузовом судне Polar Bear, которое, как сообщается, перешло в собственность Китая в этом году. В период с 2017 по 2022 год оно было известно как Baltic Fulmar, сообщает финская телекомпания YLE.

“Передвижения судна Newnew Polar Bear, плавающего под флагом Гонконга, совпадают со временем и местом повреждения газопровода”, - сообщило Национальное бюро расследований Финляндии.

Представитель полиции Ристо Лохи отмечает: “Мы будем сотрудничать с китайскими властями, чтобы установить роль указанного судна”.

Полиция также подтвердила, что повреждение было вызвано “внешней механической силой” и что они обнаружили “тяжелый предмет” рядом с поврежденным трубопроводом.

“На морском дне был обнаружен недавно образовавшийся огромный ком почвы, содержащий, вероятно, чрезвычайно тяжелый предмет”, - рассказывает Ристо Лохи.

Полиция попытается поднять предмет с морского дна, где он лежит глубоко в глине, чтобы выяснить, подключен ли он к поврежденному трубопроводу.

Национальное бюро расследований заявило на этой неделе, что расследует деятельность Newnew Polarbear и российского судна "Севморпуть", оба из которых, по их словам, находились в этом районе во время инцидента.

После завершения в четверг осмотра места преступления в связи с повреждением газопровода образцы в настоящее время анализируются в библиотеке судебно-медицинской экспертизы бюро, пишет The Guardian.

На ремонт трубопровода уйдет не менее пяти месяцев, заявил на прошлой неделе его оператор, в результате чего Финляндия полностью зависит от импорта сжиженного природного газа на зиму.

На долю природного газа приходится около 5% энергопотребления Финляндии, в основном используемого в промышленности и комбинированном производстве тепловой и электрической энергии.

Ранее НАТО пообещало “решительный” ответ, если повреждение подводного газопровода между Финляндией и Эстонией окажется преднамеренным, поскольку следователи заявили, что на морском дне были обнаружены следы “внешней механической силы”.

На фоне широко распространенных в западных СМИ спекуляций о вероятности российской диверсии Ристо Лохи из финского национального бюро расследований заявил на пресс-конференции в Хельсинки в среду: “Есть основания подозревать, что ущерб причинила внешняя сила...”. Сила, добавил он, “по-видимому, была механической, а не взрывной”.

Глава агентства Робин Лардо сообщил, что следы были обнаружены на морском дне в месте повреждения трубопровода Balticconnector. Его операторы заявили, что на ремонт трубопровода уйдет не менее пяти месяцев, а это означает, что он вряд ли снова заработает до апреля 2024 года. Но Лардо сказал, что расследование по факту вандализма при отягчающих обстоятельствах находится на “очень ранней технической стадии” и может занять еще несколько дней из-за плохой погоды и большой площади поисков. По его словам, бюро работало над тем, чтобы “найти факты и проанализировать их”.

Финские власти объявили во вторник, что внезапное падение давления в трубопроводе, зафиксированное в воскресенье, было вызвано обширным повреждением, которое “по-видимому, было преднамеренным”.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в среду, что если ущерб Balticconnector будет «доказан как атака на критически важную инфраструктуру НАТО», на это будет дан «единый и решительный ответ» со стороны Североатлантического альянса.

Выступая на заседании НАТО в Брюсселе, министр обороны Финляндии Антти Хакканен заявил, что Хельсинки “ценит поддержку, оказываемую его союзниками” в рамках трансатлантического военного партнерства, но отказался спекулировать на результатах расследования.

Министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен заявила, что не будет принято никакого решения о том, какие действия следует предпринять, пока расследование не будет завершено и “у нас есть вся возможная информация”. Министр обороны Эстонии Ханно Певкур заявил, что следователям “должно быть позволено продолжать свою работу”.

Командир эстонского военно-морского флота Юри Саска сообщил общественному радио ERR, что финские фотографии повреждений, которыми поделились с таллиннским правительством, показывают, что бетонное защитное покрытие Balticconnector было сломано или оторвано, а сам трубопровод был смещен и сильно поврежден с одной стороны.

Финский эксперт Юкка Саволайнен из Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам (Hybrid CoE), состоящего из 22 членов, сообщил финской общественной телекомпании YLE, что одна из возможностей заключается в том, что “большое судно” протащило свой якорь по трубопроводу - либо намеренно, либо, в штормовую погоду, непреднамеренно.

Финские СМИ сообщили в среду, что пять крупных судов, включая сухогруз под флагом Панамы и четыре нефтяных танкера, один из которых российский, находились вблизи 48-мильного (77 км) трубопровода, который проходит по дну Финского залива от Инкоо в Финляндии до Палдиски в Эстонии, незадолго до инцидента.

После того, как норвежские сейсмологи заявили во вторник, что они зафиксировали “глухой удар” около 1:20 утра в воскресенье в непосредственной близости от трубопровода, Институт сейсмологии Университета Хельсинки заявил, что его приборы также зафиксировали “слабую вибрацию” примерно в то же время.

Введенный в эксплуатацию в 2019 году Balticconnector стал единственным каналом импорта газа в Финляндию – помимо сжиженного природного газа (СПГ) – с тех пор, как российский импорт был приостановлен в мае прошлого года в рамках санкций, введенных против Москвы после начала конфликта на Украине.

В прошлом году подводные взрывы привели к разрыву трех трубопроводов в Балтийском море, отвечающих за транспортировку природного газа из России в Западную Европу, напоминает The Guardian о диверсии на «Северных потоках».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру