Алармистские прогнозы: названы 7 фронтов большой войны на Ближнем Востоке

Удастся ли предотвратить широкомасштабный конфликт с участием США и Ирана

Грозный призрак большой региональной войны с множеством воюющих сторон бродит по Ближнему Востоку с октября прошлого года. Кровь по-прежнему льется в секторе Газа, который утюжит израильская армия. Оккупированный Западный берег, Ливан, Сирия, Ирак, Йемен, Иран, Пакистан – отголоски боев в палестинском анклаве долетают в эти страны, грозя устроить фатальную детонацию во всем регионе.

Удастся ли предотвратить широкомасштабный конфликт с участием США и Ирана

В последние месяцы из Израиля все чаще раздаются голоса о том, что еврейское государство стоит перед абсолютно реальной угрозой войны на множество фронтов – более того, речь идет не о какой-то вероятной перспективе, а о свершившемся факте. В конце декабря, выступая в кнессете, министр обороны Йоав Галлант заявил, что страна «подвергается нападениям с семи направлений: Газа, Ливан, Сирия, Иудея и Самария (этот израильский термин используется для обозначения оккупированного Западного берега – «МК»), Ирак, Йемен и Иран».

«Мы уже отреагировали и предприняли действия в шести из этих театров”, - сказал израильский министр парламенту, не приведя, впрочем, подробностей.

Но, как обратило внимание британское издание The Guardian, эти комментарии Галланта прозвучали на фоне сообщений из Египта о том, что беспилотник был сбит недалеко от курортного города Дахаб на Красном море, что на тот момент стало вторым подобным происшествием за месяц.

Судя по всему, БПЛА был запущен йеменскими повстанцами-хуситами, которые к тому моменту уже внесли хаос в мировую торговлю, идущую через Красное море – после того, как устроили нападения на коммерческие суда и запустили беспилотники и ракеты в направлении Израиля.

Слова израильского министра обороны о войне на несколько фронтов прозвучали еще и на фоне израильского авиаудара по предместью сирийской столицы Дамаска, в результате которого погиб высокопоставленный генерал иранского Корпуса стражей исламской революции. В последовавшем заявлении иранского национального телевидения говорилось, что Израиль “заплатит за это преступление”.

Параллельно в Ираке военные США разбомбили три объекта, связанные с проиранским ополчением «Катаиб Хезболлах», которое Вашингтон обвинил в ударе беспилотника, в результате чего были ранены трое американских солдат, базирующихся в северном городе Эрбиль на территории Иракского Курдистана. Американские авиаудары вызвали резкое осуждение со стороны иракского правительства.

А вдали от Ближнего Востока, в Индии, произошел взрыв возле посольства Израиля в Нью-Дели – в результате никто не пострадал, но сам факт выглядит весьма угрожающим.

Все вышеперечисленное – всего несколько эпизодов из происходящих на Ближнем Востоке драматических процессов.

И это не говоря о том, что после трагических событий 7 октября прошлого года Израиль и мощная ливанская группировка "Хезболла", поддерживаемая Тегераном, почти в ежедневном режиме обмениваются через границу ракетными залпами, авиаударами и артобстрелами. К концу 2023-го около 150 человек были убиты в Ливане, в том числе 17 гражданских лиц, и 11 в Израиле, в том числе четверо гражданских лиц.

Ну, и само собой, продолжается бойня в секторе Газа – на главном из фронтов, с которыми приходится иметь дело Израилю. Несмотря на идущую со всех сторону международную критику (даже со стороны самого важного союзника Израиля - США), премьер-министр Биньямин Нетаньяху пообещал, что Израиль будет продолжать воевать до достижения “полной победы” над ХАМАС: «Мы не останавливаемся. Война будет продолжаться до конца, пока мы не закончим ее, не меньше».

***

Кстати, о США – их роль в ближневосточных процессах выглядит все более и более сомнительной. С одной стороны, Вашингтон пытается усидеть на двух стульях, взывая к Израилю с прямо-таки жесткими требованиями хоть как-то прикрутить свою ярость в ударах по сектору Газа, но при этом повторяя мантру о союзнических отношениях. С другой стороны, Америка фактически сделалась воюющим актором на разных фронтах ближневосточной смуты. Удары наносятся американцами и по проиранским формированиям в Ираке и Сирии, и по территории Йемена – по объектам хуситов.

Все это при том, что Байден и его команда изо всех сил пытались сдержать войну, опасаясь, что региональная эскалация может быстро втянуть американские войска, отмечает «Нью-Йорк Таймс».

Не то, чтобы байденовская администрация была такой уж миролюбивой. От роли мирового жандарма, которому дозволено все и везде, Соединенные Штаты еще долго не отвыкнут, но наступил год президентских выборов – и престарелому главе Белого дома последнее что нужно – так это баллотироваться на фоне участия США в новом конфликте. Пусть противостояние с хуситами из нищего Йемена вряд ли чревато значительными потерями для американских военных, все равно осадочек остается от ввязывания в новую войну малоприятный.

Как отмечает CNN, Байден находится в политическом затруднении. Республиканцы постоянно обвиняют президента-демократа в излишней «мягкости» по отношению к Ирану и его ставленникам. Но любое ухудшение ситуации в регионе также может сыграть в пользу заявлений Республиканской партии о том, что 81-летнему хозяину Белого дома не хватает лидерских качеств. Опасность для Байдена заключается в том, что последние 20 лет наполнены неоднократными неудачами США в навязывании своей воли Ближнему Востоку. Утвердить мощь Америки оказалось легче сказать, чем сделать.

Тем не менее, после ударов американцев и их британских сателлитов по десяткам объектов в Йемене больше нет вопроса о том, будет ли региональный конфликт с участием США. “Он уже начался, – констатирует издание The New York Times. – Самые большие вопросы сейчас - это интенсивность конфликта и то, можно ли его сдержать. Именно такого исхода никто не хотел, предположительно, включая Иран”.

“Мы не заинтересованы в войне с Йеменом. Мы не заинтересованы в конфликте любого рода, - заявлял представитель Белого дома Джон Ф. Кирби. – На самом деле, все, что делал президент, было направлено на то, чтобы предотвратить любую эскалацию конфликта”.

Логика, конечно, странная. Пока больше похоже на то, что именно американские действия в Красном море грозят как раз эскалацией напряженности.

“Это уже региональная война, которая больше не ограничивается Газой, но уже распространилась на Ливан, Ирак, Сирию и Йемен”, - утверждает Хью Ловатт, эксперт по Ближнему Востоку Европейского совета по международным отношениям. По мнению аналитика, Вашингтон хотел продемонстрировать, что он готов сдерживать “иранские провокации”, поэтому он демонстративно разместил в регионе свои авианосцы и истребители на позициях для быстрого реагирования. Но те же самые позиции делают Соединенные Штаты более уязвимыми.

***

Байден пытается пройти по тонкой грани между сдерживанием и эскалацией, но его помощники признают, что в этих расчетах нет никакой науки. Как признает The New York Times, Тегеран и его союзники, включая "Хезболлу" в Ливане, оказались осторожны в своей поддержке ХАМАСА, держа свои действия в рамках, чтобы предотвратить более масштабный военный ответ США, который мог бы угрожать иранским интересам в Ливане, Ираке и Сирии.

Но насколько сильно Тегеран контролирует своих “прокси», остается под вопросом, и иранские лидеры, возможно, также неправильно понимают американские и израильские красные линии, отмечают эксперты.

И тут наибольший интерес представляет случай с хуситами, которые, как широко считается на Западе, поддерживаются Ираном. Эти йеменские шиитские формирования оказались одними из самых напористых в стремлении выйти за рамки дозволенного, пытаясь перекрыть международные торговые пути через Красное море и игнорируя предупреждения Америки и Запада воздержаться.

В то время как основное внимание было приковано к ХАМАСУ в Газе и "Хезболле", угроза торговле со стороны хуситов потенциально может оказать наибольшее глобальное воздействие, поскольку около 30 процентов контейнеровозов в мире проходят через Красное море. Таким автопроизводителям как Volvo, Tesla и т. д. пришлось приостановливать производство на несколько дней или более из-за перебоев с получением запчастей, поскольку суда курсируют в обход Красного моря и Суэцкого канала.

Соединенные Штаты и более десятка других стран создали коалицию под предлогом защиты судоходства в рамках операции Prosperity Guardian. Но хуситы продолжали пытаться атаковать суда, имеющие связи с Израилем или нет, и компания Maersk решила приостановить все перевозки по Красному морю после нападения 31 декабря на одно из ее судов. Компания предупредила своих клиентов о том, что следует ожидать значительных сбоев, а аналитики ожидают, что повышение цен приведет к росту мировой инфляции.

Представители хуситов заявляют, что единственная цель их нападений на коммерческие суда - заставить Израиль прекратить свою военную кампанию и разрешить свободный приток помощи в Газу.

Как бы то ни было, сами того не желая, США и их «братья меньшие» своими ударами по Йемену реализовали мечту хуситских лидеров – это движение фактически превратилось в игрока не то что регионального, а даже мирового масштаба – с учетом воздействия на глобальное судоходство и торговлю, а также американских ударов. Неслучайно же лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси заявил, что для него “большая честь” находиться в прямой конфронтации с израильтянами, американцами и британцами.

Но, отмечает The New York Times, есть еще один важный фактор: более глубокое военное вмешательство Америки усиливает восприятие в мире в целом того, что Соединенные Штаты действуют еще более непосредственно от имени Израиля, что чревато рисками нанесения дальнейшего ущерба репутации Америки и Запада на фоне роста числа погибших палестинцев в Газе.

С другой стороны, отмечает американское издание, Иран использует своих «прокси», таких как ливанская "Хезболла" и йеменские хуситы, чтобы дистанцироваться от их действий и сохранить свой авторитет в регионе, пытаясь избежать прямого нападения, которое могло бы поставить под угрозу Исламскую Республику и ее ядерную программу. Но те же самые “прокси” также тянут за собой Иран.

В публичных выступлениях верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и лидер "Хезболлы" шейх Хасан Насралла подтвердили, что они не хотят расширения войны. Но эксперт по борьбе с терроризмом Колин П. Кларк предупреждает, что Израиль не может позволить себе успокаиваться, учитывая его серьезный просчет перед 7 октября, что ХАМАС также не заинтересован в войне.

“Иран действительно давит на это, - утверждает французский военный аналитик Франсуа Эйсбур. – Это еще одна причина, по которой они сейчас не хотят войны: они хотят, чтобы их центрифуги работали мирно”. У иранцев нет ядерного оружия, но они могли бы за несколько недель обогатить достаточное количество урана до оружейного уровня, с нынешних 60% обогащения до 90%, говорит эксперт: “Они выполнили 95% работы”.

Израиль также наращивает свои атаки на сторонников Ирана, особенно в Ливане и Сирии. После нападения ХАМАСА "Хезболла" в Ливане начала серию ударов с территории Ливана, что вынудило Израиль эвакуировать граждан из мест, прилегающих к зоне конфликта. А в результате воздушных ударов Израиля по территории Сирии за три месяца погибло 19 членов "Хезболлы" – это более чем в два раза больше, чем за весь оставшийся 2023 год вместе взятый, согласно подсчетам информационного агентства Reuters. Более 130 боевиков "Хезболлы" также были убиты Израилем в Ливане за тот же период.

Но и американские войска, развернутые в Ираке и Сирии под предлогом предотвращения возрождения ИГИЛ («Исламское государство» – запрещенная в России террористическая организация), подвергались нападениям со стороны проиранских ополченцев более 130 раз с 17 октября, согласно подсчетам Пентагона. Соединенные Штаты наносили ответные удары менее чем в 10 случаях, обычно после потерь среди американцев.

Каждый раз Соединенные Штаты заявляли, что их ответ призван сдержать дальнейшие атаки и направлен на то, чтобы послать сигнал Тегерану и его “доверенным лицам”, которые свободно действуют в Ираке и Сирии. При этом ни один американский военнослужащий не был убит. Беспокойство, по словам официальных лиц США, заключается в том, что рано или поздно в результате одной из атак погибнут военнослужащие, и тогда ответные меры будут гораздо более смертоносными и могут выйти из-под контроля.

***

Как бы то ни было, беспокойство по поводу того, что из пламени войны Израиля и ХАМАСА в Газе может вспыхнуть полномасштабная война на Ближнем Востоке растет с каждым днем.

«Мы чувствуем это и боимся этого, - говорил в самом начале года корреспонденту CNN ливанский министр иностранных дел Ливана Абдалла Бу Хабиб. – Мы не хотим никакой эскалации войны. Нам не нравится региональная война, потому что она опасна для всех. Опасна для Ливана, опасна для Израиля и для стран, окружающих Израиль. Региональная война вредна для всех”.

Единственное, что могло бы предотвратить такую катастрофу, - это то, что более масштабный конфликт, возможно, не отвечает жизненно важным национальным интересам ни одной из крупнейших держав региона, констатируют аналитики CNN. И хотя ключевые государства и экстремистские группировки, похоже, подходят вплотную к краю пропасти, все еще сохраняется надежда, что экономические, политические и военные последствия эскалации будут настолько серьезными, что они остановятся, не дойдя до эскалации.

Тем не менее, почти нет ни одного дня, когда бы не происходил очередной инцидент с применением насилия. Последними тревожными событиями стали удары сначала Ирана по территории сопредельного Пакистана, а затем пакистанская «ответка». Хотя и в Тегеране, и в Исламабаде говорят о том, что целями ударов были позиции действующих в регионе экстремистских организаций (в частности, белуджских сепаратистов) на общем фоне происходящего на «большом Ближнем Востоке» эти обмены ударами, мягко говоря, не приближают регион к миру. Как не приближают его и теракты – вроде двойного взрыва возле могилы иранского генерала Касема Сулеймани в городе Кемран (ответственность за него взяла запрещенная в РФ террористическая группировка ИГИЛ).

«Заинтересованность ключевых игроков в предотвращении конфликта может сыграть роль выключателя», – считает CNN. Учитывая вероятную стоимость региональной войны и глобальные экономические, военные и политические последствия, которые она вызовет, у каждой державы есть веские причины избегать края пропасти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29201 от 24 января 2024

Заголовок в газете: Призрак семи фронтов ближневосточной воины

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру